ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МКОУ ООШ №14
Протокол № 3 от 19.11.2024г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
УТВЕРЖАЮ
Директор МКОУ ООШ №14
Гаврилова Л.В.
Приказ № 377 от 21.11.2024г.
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Дата: 2024.11.21 10:50:58 +05'00'
Положение
о порядке проведения итоговой аттестации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее – ФГОС ОУО), приказом
Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программа – образовательным программам начального,
основного и среднего общего образования», федеральной адаптированной основной
образовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее-ФАООП УО), утвержденной приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026, приказом
Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении
образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам», Уставом МКОУ ООШ № 14 (далее –
Школа).
1.2.
Данное положение регулирует правила проведения итоговой аттестации по
комплексной оценке предметных результатов усвоения обучающимися с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
адаптированной
основной
общеобразовательной программы (далее – АООП).
2. Порядок проведения итоговой аттестации
2.1. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9-х классов, освоившие
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по всем предметам учебного плана не ниже уровня обязательных
требований, предусмотренных программой и имеющие положительные оценки за
учебный год.
2.2. Решение о допуске к итоговой аттестации выпускников 9-х классов по АООП
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) принимается педагогическим советом школы. На основании решения
педагогического совета издается приказ по Школе о допуске обучающихся к итоговой
аттестации.
2.3. Выпускники, не освоившие в полном объеме АООП или не прошедшие
итоговую аттестацию по комплексной оценке предметных результатов усвоения
АООП, решением педагогического совета могут быть допущены к прохождению
повторной итоговой аттестации по предмету, сроки которой утверждаются директором
Школы.
2.4.Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется
возможность сдать пропущенные испытания после выздоровления, при наличии
заявления родителей (законных представителей) и справки медицинского учреждения.
2.5.Итоговая аттестация выпускников 9-х классов по АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
осуществляется в форме проведения комплексной оценки предметных результатов
усвоения обучающимися русского языка, чтения, математики и основ социальной жизни,
знаний и умений по выбранному профилю труда.
2.6.Состав аттестационной комиссии и дата проведения экзамена утверждается
приказом директора Школы.
2.7.Председателем аттестационной комиссии назначается директор школы или его
заместитель по учебно-воспитательной работе.
2.8.В состав аттестационной комиссии (кроме председателя) входят учителя,
преподающие учебные предметы, по которым проводится оценка знаний и умений,
ассистент. Ассистентами могут быть учителя, преподающие в школе тот же учебный
предмет или учебный предмет того же цикла, либо учитель-дефектолог или другой
специалист школы (учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор). В случае отсутствия
одного из членов аттестационной комиссии приказом по школе ему назначается замена.
2.9. Итоговая аттестация проводится в форме двух испытаний, которые проходят в
разные дни. Даты проведения утверждаются приказом директора до 1 февраля.:
первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;
второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
2.10. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» и (или) «незачет».
2.11. Заявления с указанием форм итоговой аттестации по труду (технологии), а также
сроков участия в итоговой аттестации
подаются до 1 марта включительно в
образовательные организации, в которых указанные обучающиеся осваивают ФАООП УО
в соответствии с формой заявления, указанной в Приложении 1
2.12. Результаты итоговой аттестации классным руководителем доводятся до сведения
родителей (законных представителей).
2.13. В случае несогласия с отметкой, выставленной предметной аттестационной
комиссией, выпускники, их родители (законные представители) имеют право в
трёхдневный срок обратиться в конфликтную комиссию образовательного учреждения.
Конфликтные комиссии обеспечивают объективность оценивания экзаменационных работ
выпускников и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении итоговой
аттестации. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.
2.14.Удовлетворительные результаты итоговой аттестации в форме двух испытаний
являются основанием выдачи выпускникам документа государственного образца –
свидетельства об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
(в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. №
1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»)
3. Порядок проведения итоговой аттестации в форме комплексной оценке
предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения
(литературного чтения), математики и основ социальной жизни
3.1. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для комплексной оценке предметных
результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни разрабатываются учителями предметниками с
учетом содержания ФАООП, уровня подготовки обучающихся. Информация,
содержащаяся в КИМах и используемых при проведении итоговой аттестации,
относится к информации ограниченного доступа. КИМ и критерии оценивания с
рассчитанным временем выполнения заданий рассматриваются на психологопедагогическом консилиуме и утверждаются руководителем общеобразовательной
организации не позднее месяца до срока итоговой аттестации.
3.2. Задания КИМ дифференцируются для каждого ученика с учетом разнородности
контингента. Количество заданий подбираются примерно в равном количестве и
затрачиваемому времени на их выполнение по оцениваемым учебным предметам, но не
менее 12 заданий.
3.3. Каждое задание определяется баллами, которые суммируются и выводится %
выполнения работы. Комплексная работа считается зачтенной, если обучающимся
выполнено правильно от 35% заданий.
3.4 Комплексная работа для обучающихся с УО проводятся с 10 часов. Количество
астрономических часов, отведенных на эти испытания – до 3 ч.55 минут.
3.5 Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» и (или) «незачет».
4. Порядок проведения итоговой аттестации по труду (технологии)
4.1. По труду (технологии) обучающийся может выбрать одну из предлагаемых
общеобразовательной организацией форм: представление творческой работы и
собеседование или защита проекта. Выбор осуществляется на добровольной основе.
4.2. Форма: представление творческой работы и собеседование
4.2.1.Учитель труда (технологии) ведет подготовку обучающегося к итоговой
аттестации: отбирает совместно с обучающимся макет изделия из ранее изготовленных в
ходе освоения образовательной программы по учебному предмету для оценки
аттестационной комиссией, или обучающийся изготавливает под руководством учителя
новый макет (конструкцию) по предложенной теме к установленной дате проведения
итоговой аттестации. Учитель готовит обучающегося к защите творческой работы:
обучает алгоритму проведения описания изделия и формулировке развернутых ответов
на примерные вопросы.
4.2.2.Собеседование представляет собой диалоговую форму общения выпускника и
членов аттестационной комиссии на основе выполненной практической работы.
Обучающийся представляет изделие, доказательно отвечает на вопросы аттестационной
комиссии, демонстрируя культуру устной речи. Вопросы могут быть обобщающего
характера, а так же нравственного и общекультурного направления (от 2 до 5 вопросов).
В ходе беседы выявляется умение выпускника рассказать о последовательности
выполнения работы, о трудовых операциях и приёмах, используемых материалах и
инструментах, а также об их дальнейших планах и способность общения со взрослыми.
Время собеседования до 20 минут.
4.3.Защита проекта.
4.3.1.Проектная работа представляет собой изготовление какого-либо изделия или
объекта, имеющего личностную или общественную значимость. Проект может быть как
групповым, так и индивидуальным. При выборе темы и объекта индивидуального
проекта учитываются программные требования, уровень подготовки обучающегося и его
психофизические особенности.
4.3.2.Распределение обязанностей и ответственности в групповом проекте ведётся с
учётом уровня подготовки каждого отдельного учащегося и его психофизических
особенностей. Выполненный проект должен соответствовать технологическим и
эстетическим требованиям.
4.3.3.К проекту прилагается защитное слово. Объём защитного слова составляет до 7
страниц печатного текста, включая схемы, чертежи, рисунки, фотографии. Защитное
слово выполняется на листах формата А4, шрифт № 14, поля стандартные.
4.3.4.Защитное слово включает в себя: титульный лист; содержание; введение
(актуальность темы проекта); основная часть (описание технологического процесса
выполнения проекта); экономическая часть (расчёт себестоимости проекта);
заключительная часть (самооценка выполненного проекта); список источников.
4.3.5.В процессе итоговой аттестации в форме защиты проекта аттестуемый (группа
аттестуемых) представляет комиссии проект с фото и видеоматериалами, которые
свидетельствуют о выполненной работе и защищает его. Кроме того, обучающийся
отвечает на вопросы комиссии, которые могут носить как теоретический, так и
практический характер.
4.3.6.На защиту проекта отводится 15-20 мин.
4.3.7.Подготовку к защите проекта с обучающимся ведет учитель технологии не позднее
1 месяца до даты проведения итоговой аттестации.
5. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости
5.1. Итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
степенью умственной отсталостью осуществляется в течение двух последних недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий в естественных и искусственно созданных ситуациях,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
5.2.Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной, тяжелой
и глубокой степенью умственной отсталостью АООП должно быть достижение
результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной
компетенции обучающихся.
5.3.Итоги освоения отраженного в СИПР содержания и анализ результатов
обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности
ребёнка, оценить динамику развития его жизненных компетенций.