Положение о порядке проведения итоговой аттестации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МКОУ ООШ №14
Протокол № 3 от 19.11.2024г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14

УТВЕРЖАЮ
Директор МКОУ ООШ №14
Гаврилова Л.В.
Приказ № 377 от 21.11.2024г.

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Дата: 2024.11.21 10:50:58 +05'00'

Положение
о порядке проведения итоговой аттестации
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1.1.
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства
образования и науки от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее – ФГОС ОУО), приказом
Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программа – образовательным программам начального,
основного и среднего общего образования», федеральной адаптированной основной
образовательной
программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее-ФАООП УО), утвержденной приказом
Минпросвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026, приказом
Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении
образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам», Уставом МКОУ ООШ № 14 (далее –
Школа).
1.2.
Данное положение регулирует правила проведения итоговой аттестации по
комплексной оценке предметных результатов усвоения обучающимися с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
адаптированной
основной
общеобразовательной программы (далее – АООП).
2. Порядок проведения итоговой аттестации
2.1. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9-х классов, освоившие
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по всем предметам учебного плана не ниже уровня обязательных
требований, предусмотренных программой и имеющие положительные оценки за
учебный год.
2.2. Решение о допуске к итоговой аттестации выпускников 9-х классов по АООП
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) принимается педагогическим советом школы. На основании решения
педагогического совета издается приказ по Школе о допуске обучающихся к итоговой
аттестации.
2.3. Выпускники, не освоившие в полном объеме АООП или не прошедшие
итоговую аттестацию по комплексной оценке предметных результатов усвоения
АООП, решением педагогического совета могут быть допущены к прохождению
повторной итоговой аттестации по предмету, сроки которой утверждаются директором
Школы.
2.4.Выпускнику, заболевшему в период итоговой аттестации, предоставляется
возможность сдать пропущенные испытания после выздоровления, при наличии
заявления родителей (законных представителей) и справки медицинского учреждения.
2.5.Итоговая аттестация выпускников 9-х классов по АООП образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

осуществляется в форме проведения комплексной оценки предметных результатов
усвоения обучающимися русского языка, чтения, математики и основ социальной жизни,
знаний и умений по выбранному профилю труда.
2.6.Состав аттестационной комиссии и дата проведения экзамена утверждается
приказом директора Школы.
2.7.Председателем аттестационной комиссии назначается директор школы или его
заместитель по учебно-воспитательной работе.
2.8.В состав аттестационной комиссии (кроме председателя) входят учителя,
преподающие учебные предметы, по которым проводится оценка знаний и умений,
ассистент. Ассистентами могут быть учителя, преподающие в школе тот же учебный
предмет или учебный предмет того же цикла, либо учитель-дефектолог или другой
специалист школы (учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор). В случае отсутствия
одного из членов аттестационной комиссии приказом по школе ему назначается замена.
2.9. Итоговая аттестация проводится в форме двух испытаний, которые проходят в
разные дни. Даты проведения утверждаются приказом директора до 1 февраля.:

первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения
обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ
социальной жизни;

второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
2.10. Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» и (или) «незачет».
2.11. Заявления с указанием форм итоговой аттестации по труду (технологии), а также
сроков участия в итоговой аттестации
подаются до 1 марта включительно в
образовательные организации, в которых указанные обучающиеся осваивают ФАООП УО
в соответствии с формой заявления, указанной в Приложении 1
2.12. Результаты итоговой аттестации классным руководителем доводятся до сведения
родителей (законных представителей).
2.13. В случае несогласия с отметкой, выставленной предметной аттестационной
комиссией, выпускники, их родители (законные представители) имеют право в
трёхдневный срок обратиться в конфликтную комиссию образовательного учреждения.
Конфликтные комиссии обеспечивают объективность оценивания экзаменационных работ
выпускников и разрешение спорных вопросов, возникающих при проведении итоговой
аттестации. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным.
2.14.Удовлетворительные результаты итоговой аттестации в форме двух испытаний
являются основанием выдачи выпускникам документа государственного образца –
свидетельства об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы
(в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. №
1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»)
3. Порядок проведения итоговой аттестации в форме комплексной оценке
предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения
(литературного чтения), математики и основ социальной жизни
3.1. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для комплексной оценке предметных
результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни разрабатываются учителями предметниками с
учетом содержания ФАООП, уровня подготовки обучающихся. Информация,
содержащаяся в КИМах и используемых при проведении итоговой аттестации,
относится к информации ограниченного доступа. КИМ и критерии оценивания с
рассчитанным временем выполнения заданий рассматриваются на психологопедагогическом консилиуме и утверждаются руководителем общеобразовательной
организации не позднее месяца до срока итоговой аттестации.
3.2. Задания КИМ дифференцируются для каждого ученика с учетом разнородности
контингента. Количество заданий подбираются примерно в равном количестве и
затрачиваемому времени на их выполнение по оцениваемым учебным предметам, но не

менее 12 заданий.
3.3. Каждое задание определяется баллами, которые суммируются и выводится %
выполнения работы. Комплексная работа считается зачтенной, если обучающимся
выполнено правильно от 35% заданий.
3.4 Комплексная работа для обучающихся с УО проводятся с 10 часов. Количество
астрономических часов, отведенных на эти испытания – до 3 ч.55 минут.
3.5 Результаты итоговой аттестации оцениваются в форме «зачет» и (или) «незачет».
4. Порядок проведения итоговой аттестации по труду (технологии)
4.1. По труду (технологии) обучающийся может выбрать одну из предлагаемых
общеобразовательной организацией форм: представление творческой работы и
собеседование или защита проекта. Выбор осуществляется на добровольной основе.
4.2. Форма: представление творческой работы и собеседование
4.2.1.Учитель труда (технологии) ведет подготовку обучающегося к итоговой
аттестации: отбирает совместно с обучающимся макет изделия из ранее изготовленных в
ходе освоения образовательной программы по учебному предмету для оценки
аттестационной комиссией, или обучающийся изготавливает под руководством учителя
новый макет (конструкцию) по предложенной теме к установленной дате проведения
итоговой аттестации. Учитель готовит обучающегося к защите творческой работы:
обучает алгоритму проведения описания изделия и формулировке развернутых ответов
на примерные вопросы.
4.2.2.Собеседование представляет собой диалоговую форму общения выпускника и
членов аттестационной комиссии на основе выполненной практической работы.
Обучающийся представляет изделие, доказательно отвечает на вопросы аттестационной
комиссии, демонстрируя культуру устной речи. Вопросы могут быть обобщающего
характера, а так же нравственного и общекультурного направления (от 2 до 5 вопросов).
В ходе беседы выявляется умение выпускника рассказать о последовательности
выполнения работы, о трудовых операциях и приёмах, используемых материалах и
инструментах, а также об их дальнейших планах и способность общения со взрослыми.
Время собеседования до 20 минут.
4.3.Защита проекта.
4.3.1.Проектная работа представляет собой изготовление какого-либо изделия или
объекта, имеющего личностную или общественную значимость. Проект может быть как
групповым, так и индивидуальным. При выборе темы и объекта индивидуального
проекта учитываются программные требования, уровень подготовки обучающегося и его
психофизические особенности.
4.3.2.Распределение обязанностей и ответственности в групповом проекте ведётся с
учётом уровня подготовки каждого отдельного учащегося и его психофизических
особенностей. Выполненный проект должен соответствовать технологическим и
эстетическим требованиям.
4.3.3.К проекту прилагается защитное слово. Объём защитного слова составляет до 7
страниц печатного текста, включая схемы, чертежи, рисунки, фотографии. Защитное
слово выполняется на листах формата А4, шрифт № 14, поля стандартные.
4.3.4.Защитное слово включает в себя: титульный лист; содержание; введение
(актуальность темы проекта); основная часть (описание технологического процесса
выполнения проекта); экономическая часть (расчёт себестоимости проекта);
заключительная часть (самооценка выполненного проекта); список источников.
4.3.5.В процессе итоговой аттестации в форме защиты проекта аттестуемый (группа
аттестуемых) представляет комиссии проект с фото и видеоматериалами, которые
свидетельствуют о выполненной работе и защищает его. Кроме того, обучающийся
отвечает на вопросы комиссии, которые могут носить как теоретический, так и
практический характер.
4.3.6.На защиту проекта отводится 15-20 мин.
4.3.7.Подготовку к защите проекта с обучающимся ведет учитель технологии не позднее
1 месяца до даты проведения итоговой аттестации.

5. Итоговая оценка качества освоения обучающимися АООП обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости
5.1. Итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
степенью умственной отсталостью осуществляется в течение двух последних недель
учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально
подобранных заданий в естественных и искусственно созданных ситуациях,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
5.2.Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной, тяжелой
и глубокой степенью умственной отсталостью АООП должно быть достижение
результатов освоения СИПР последнего года обучения и развитие жизненной
компетенции обучающихся.
5.3.Итоги освоения отраженного в СИПР содержания и анализ результатов
обучения позволяют составить развернутую характеристику учебной деятельности
ребёнка, оценить динамику развития его жизненных компетенций.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».