МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 14
(МКОУ ООШ № 14)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Дата: 2024.04.26 15:15:49 +05'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МКОУ ООШ №14
Л.В. Гавриловой
№ 18 от 17.01.2024г.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности «Магия творчества»
для обучающихся 5 – 9 классов
Тавда 2024
Содержание программы
Стр.
1. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….
3
Цели и задачи программы
1.2. Учебный план………………………………………………………………....
8
1.3. Содержание программы………………………………………………………
12
1.4. Планируемые результаты…………………………………………………….
17
2. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
2.1. Календарный учебный график……………………………………………….
20
2.3. Условия реализации программы……………………………………………..
20
2.4. Формы аттестации…………………………………………………………….
21
2.5. Методические материалы…………………………………………………….
21
2.6. Список литературы……………………………………………………………
25
2.7. Приложения……………………………………………………………………
26
2
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.
Пояснительная записка
Декоративное
творчество
является
составной
частью
художественно-
эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с
другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов,
знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и
художественного
опыта
у
учащихся
складывается
отношение
к
собственной
художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к
процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является
базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Магия
творчества» - это программа художественной направленности.
Программа «Магия творчества» предполагает освоение материала на стартовом и
базовом уровнях. Стартовый уровень предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы. Реализация программы на стартовом
уровне направлена на формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Каждый ребенок создаст свой оригинальный продукт, а главным критерием оценки
ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться,
способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми
секретами изготовления поделок может каждый, по - настоящему желающий этого
ребенок.
На данном уровне каждый ребенок будет иметь представление об эстетических
понятиях:
эстетический
идеал,
эстетический
вкус,
мера,
тождество,
гармония,
соотношение, часть и целое.
По художественно-творческой изобразительной деятельности:
- знать особенности материалов (бумага, пластилин, ткани и т.д.), используемых
учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа.
-
уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных знаний и умений на
занятиях кружка «Магия творчества»
Базовый уровень предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления программы «Магия творчества».
3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Магия
творчества» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№41
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.4.3172-14.
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работ образовательных
организаций дополнительного образования детей».
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
- Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года;
-Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(распоряжение
Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»,
-
Уставом МКОУ ООШ №14
-
Положением о предоставлении дополнительного образования обучающимся,
приказ № 155 от 01.09.2020г.
Актуальность предлагаемой ДООП определяется тем, что творчество - актуальная
потребность детства. Творческая активность детей обусловлена их возрастными
психологическими
особенностями:
чувственной
восприимчивостью,
целостностью
мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью.
Детское
творчество
-
сложный
процесс
познания
растущим
человеком
окружающего мира, самого себя, выражение своего отношения к познаваемому. Детское
творчество играет большую роль в личностном развитии детей,
оно
является
фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем. Именно поэтому необходимо
создать оптимальные условия для организации детского творчества с самого раннего
возраста.
Содержание программы «Магия творчества» тесно перекликается с современными
требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача
современного образования, в том числе и системы дополнительного образования. Особая
роль
отводится
именно
эстетическому
воспитанию
подрастающего
поколения.
Содержание программы направленно на развитие у детей умения видеть и понимать
красоту окружающего мира. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию
культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой
4
активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности. Особенностью данной программы
является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных
видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и
максимально реализоваться в нем.
Новизна программы состоит в том, что программа рассчитана всего на один год
обучения, но охватывает основные разделы. При реализации данной программы дети
приобщаются к поисковой работе и умении использовать её в своём творчестве. А
актуальность заложена в реализации основной цели преподавания декоративноприкладного искусства, формирование внутреннего мира человека, эмоциональной
отзывчивости, приобщение к ценностям и традициям народной культуры, а также
модульности программы, которая гарантирует четкость, глубину, последовательность
изучения материала и отслеживания результатов полученных знаний.
Данная программа является интегрированной, включающей в себя изучение
окружающего мира, изобразительного искусства, художественного труда и технологии.
Содержание программы отличается практической направленностью, личностной
ориентацией.
У
обучающихся
формируются
следующие
образовательные
компетенции:
1.Ценнностно-смысловая(обучающийсяспособен видеть и понимать окружающий
мир)
2. Общекультурная(опыт усвоения учащимися научной картины мира).
3.Учебно-познавательная(участие в проектной деятельности, формулирование
полученных результатов, овладение приемами творческой деятельности).
4. Коммуникативная(овладение навыками работы в группе, владение различными
социальными ролями в коллективе).
6. Социально-трудовая(овладение этикой взаимоотношений с кружковцами при
выполнении заданий).
7. Компетенция личностного самосовершенствования(формирование культуры
мышления и поведения).
Программа внеурочной деятельности «Магия творчества» существенно дополняет
школьное базовое образование, предоставляя каждому обучающемуся возможность
погружения в мир социально-значимой творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
5
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству.
Возраст детей 11-15 лет – это возраст наиболее активный в
становлении
социальной личности ребенка. Также это оптимальный период обучения (сенситивный
период), когда, как считает Л.С. Выготский, формируются основные новообразования
этого возраста – «осознанность» и «произвольность». И, в общем, ведущая форма
деятельности этого возраста – это учение.
В целом программа способствует разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Цель программы – формирование у учащихся базовых знаний, умений и навыков
в области декоративно-прикладного искусства. Воспитание способности осмысления
ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни,
формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному
наследию, уважения к людям труда.
Задачи:
воспитательные:
1. Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в
высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
2. Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные
способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения,
интеллигентности как высшей меры воспитанности.
3.
Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к
объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства,
самоуважения.
4. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности.
5. Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей.
развивающие:
1. Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
фантазию, наблюдательность.
6
2. Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение,
внимание.
3.Развивать положительные эмоции и волевые качества.
4. Развивать моторику рук, глазомер.
обучающие:
1. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями
развития декоративно-прикладного творчества
2.Научить
детей
владеть
различными
техниками
работы
с материалами,
инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
3.Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических,
физических особенностей детей среднего школьного возраста.
Программа разработана на один год занятий с детьми среднего школьного
возраста и рассчитана
на поэтапное
освоение
материала
на
занятиях
во
внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 1 год (68 ч.).
Нагрузка для каждого обучающегося 2 часа в неделю
Число детей в группе не более 15 человек.
Принцип комплектования групп:
основное комплектование групп объединений ДО проводится в период с 25 августа по 01
октября текущего года. При наличии свободных мест в остальное время проводится
доукомплектование объединений.
в
группы
зачисляются
учащиеся
в
соответствии
с
возрастными
требованиями,
обозначенными в дополнительной общеразвивающей программе.
комплектование групп производится в соответствии с учебным планом на учебный год в
пределах утвержденных средств на текущий и плановый период и государственным
заданием.
каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их
течение
года
по
личному
заявлению
или
заявлению
родителей
в
(законных
представителей).
Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие.
Основной
формой
работы
являются
учебные
занятия.
На
занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся.
7
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала
имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет
детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ,
качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при
работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают
интерес детей.
1.2.
№
п/п
Наименование разделов
и тем
1.
Вводное
занятие.
Безопасность труда.
Учебный план
Общее
количество
учебных
часов
В том числе
Теоретиче
ских
Практическ
их
Форма
контроля
беседа
1
1
Пластилинография (7 часов)
2.
2.1.
2.2.
2.2.
3.
3.1.
Пластилинография
0,5
0,5
Беседа,
собеседование,
опрос
Знакомство с правилами
т/б; с оборудованием;
инструментами
и
приспособлениями
для
пластилинографии
Совушка – сова, большая
голова.
0,5
0,5
2
0,5
1,5
Лепная картина «Цветы
для мамы»
4
0,5
3,5
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
педагогический
контроль,
контрольные
упражнения,
анализ
творческих
работ
Бумагопластика.
Аппликация.
Знакомство с правилами
Бумагопластика ( 8 часов)
0,5
0,5
0,5
0,5
8
Беседа,
собеседование,
опрос
Беседа,
т/б; с инструментами и
приспособлениями
для
аппликации
3.2.
Обрывная
аппликация
«Чудо - дерево»
2
0,5
1,5
3.3.
Аппликация
геометрических фигур
из
1
0,5
0,5
3.4.
Аппликация «Подводный
мир»
2
0,5
1,5
3.5.
Аппликация «Натюрморт»
2
0,5
1,5
4.
Изготовление поделок из помпонов ( 10 часов)
1
1
Изготовление поделок из
помпонов.
4.1.
Знакомство с правилами
т/б при
работе с
материалами
и
инструментами.
1
0,5
0,5
4.2.
Как сделать помпон.
Работа с чертежами,
выкройками, шаблонами.
1
0,5
0,5
4.3.
Поделка
из
«Цыпленок»
помпона
2
0,5
1,5
4.4.
Поделка
«Зайка»
из
помпона
2
0,5
1,5
4.5.
Поделка
из
«Медведь»
помпона
2
0,5
1,5
9
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
4.6.
5.
5.1.
Поделки из помпона
0,5
0,5
наблюдение
Анализ
творческих
работ
Изонить (14 часов)
1
0,5
0,5
Беседа
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение.
Анализ
творческих
работ
1
Изонить. Знакомство с
правилами т/б при работе
с материалами и
инструментами.
Основные
приёмы
изонити.
Правила
заполнения угла
0,5
0,5
2
0,5
1,5
5.2.
Правила
окружности
5.3.
Составление
геометрических узоров и
заполнение их в технике
изонить
1
0,5
0,5
5.4.
Животные
из
геометрических фигур в
технике изонить
5
0,5
4,5
5.5.
«Бабочка»
в
технике
изонить.
Поделки в технике изонить
4
0,5
3,5
6.
6.1.
6.2.
заполнения
1
Текстильная кукла (10 часов)
1
1
Куклы в культуре и
традициях народов России.
История кукол. Типы и
виды кукол.
2
0,5
Изготовление
куклызакрутки.
Изготовление
«Барыня»
куклы
3
0,5
1
0
Беседа
1,5
2,5
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
6.3.
7.
7.1.
7.2.
Изготовление
«Неразлучники»
куклы
Батик.
История художественной
росписи тканей.
Знакомство с правилами
т/б при
работе с
материалами
и
инструментами.
Создание эскиза. Перевод
рисунка на ткань.
4
0,5
3,5
Батик ( 9 часов)
1
1
Беседа.
1
0,5
0,5
Беседа.
1
0,5
0,5
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
7.3.
Нанесение рисунка на
ткань
с
помощь
прозрачного контура.
1
7.4.
Выполнение
технике
батика»
росписи в
«Холодного
3
0,5
2,5
7.5.
Нанесение
объемного
контура
на
изделие.
Оформление работы.
2
0,5
1,5
8.
8.1.
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
1
Бросовый материал ( 8 часов)
Бросовый материал.
1
1
Знакомство с правилами
т/б при
работе с
материалами
и
инструментами.
2
0,5
Изготовление
мягких
игрушек из носка
Беседа
1,5
8.2.
Картина из сухих растений
2
0,5
1,5
8.3.
Карандашница из бутылок
2
0,5
1,5
1
1
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
8.4.
9.
Копилка из банки
1
Итоговое занятие
Итого часов:
1
68
1
21
педагогическое
наблюдение
Беседа,
контрольные
упражнения,
педагогическое
наблюдение
1
47
1.3. Содержание программы ДОП «Магия творчества»
Вводное занятие. Безопасность труда.
Теория: Техника безопасности при работе в кабинете, ручных работах и при работе с
материалами и инструментами.
Практика: Работа с иллюстративными и медийными информационными источниками.
1 раздел. Пластилинография (7 часов)
1. Пластилинография.
Теория: История пластилина: кто, где и когда создал
Пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства.
Практика: показ мультимедийной презентации
чудо
материал.
2.Знакомство
с правилами т/б;
с оборудованием; инструментами и
приспособлениями для пластилинографии.
Теория: техника безопасности при работе со стеками для пластилина и пластилином.
Практика: Подготовка материалов и инструментов к работе.
Теория: Организация рабочего места для пластилинографии.
3.Совушка – сова, большая голова.
Теория: подготовка рабочего места, основы для выполнения изделия
Практика: Основные приёмы работы с пластилином.
Самостоятельная работа. Выполнение изделия.
4.Лепная картина «Цветы для мамы»
Теория: Виды, способы и техники лепки.
Практика: выполнение лепной картины, используя разные техники.
Самостоятельная работа. Выполнение изделия «Цветы для мамы»
2 раздел. Бумагопластика (8 часов)
1. Бумагопластика. Аппликация.
Теория: История бумаги. Виды и свойства бумаги. Основные приемы работы с
бумагой.
Практика: Работа с иллюстративными и медийными информационными
источниками.
1
2
2. Знакомство с правилами т/б; с инструментами и приспособлениями для
аппликации.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.
Практика: Подготовка материалов и инструментов к работе.
Теория: Организация рабочего места.
3. Обрывная аппликация «Чудо - дерево».
Теория: Техника обрывной аппликации из бумаги.
Самостоятельная работа: аппликация «Чудо – дерево»
Практика: выполнение обрывной аппликации
4. Аппликация из геометрических фигур.
Теория: Геометрические фигуры, композиция из геометрических фигур
Практика: выполнение животных из геометрических фигур
Самостоятельная работа: аппликация из геометрических фигур «Мой друг Бобик»,
«Кошка Мурка».
Теория: Работа с иллюстративными и мультимедийной презентации.
5. Аппликация «Подводный мир».
Теория: Нетрадиционные техники аппликации. Коллаж.
Практика: выполнение аппликации в технике коллаж.
Самостоятельная работа: аппликация «Подводный мир».
Теория: Работа с иллюстративными и мультимедийной презентации.
6. Аппликация «Натюрморт».
Теория: аппликации в смешанной технике: обрывная, коллаж, плоская, объемная.
Практика: выполнение натюрморта в смешанной технике аппликации.
Самостоятельная работа: аппликация «Натюрморт».
Теория: Работа с иллюстративными и мультимедийной презентации.
3 раздел. Изготовление поделок из помпонов (10 часов)
1. Изготовление поделок из помпонов.
Теория: История помпона.
Практика: Работа с иллюстративными
источниками.
и
медийными
информационными
2. Знакомство с правилами т/б при работе с материалами и инструментами.
Теория: техника безопасности при работе с ножницами, пинцетом, нитями,
булавками, иглами, клеем, линейкой, шаблонами, фетром.
Практика: Подготовка материалов и инструментов к работе.
Теория: Организация рабочего места.
3. Как сделать помпон. Работа с чертежами, выкройками, шаблонами.
Теория: Изготовление шаблона для помпона.
Практика: создание шаблона для помпона, изготовление помпона
1
3
4. Поделка из помпона «Цыпленок»
Теория: Игрушки из помпонов.
Практика: выполнение помпонов (2 шт. большой, маленький)
Самостоятельная работа: игрушка из помпонов «Цыпленок».
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
5. Поделка из помпона «Зайка»
Теория: Игрушки из помпонов.
Практика: выполнение помпонов (7 шт. 1.большой, 1.средний, 5 маленьких)
Самостоятельная работа: игрушка из помпонов «Зайка».
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
6. Поделка из помпона «Медведь»
Теория: Игрушки из помпонов.
Практика: выполнение помпонов (9 шт. 1.большой, 1.средний, 7 маленьких)
Самостоятельная работа: игрушка из помпонов «Медведь».
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
7. Поделки из помпона
Практика: Анализ творческих работ.
4 раздел. Изонить (14 часов )
1. Изонить. Знакомство с правилами т/б при
работе с материалами и
инструментами.
Теория: История изонити. Техника безопасности при работе с материалами и
инструментами.
Практика: Работа с мультимедийной презентацией.
2. Основные приёмы изонити. Правила заполнения угла.
Теория: определение понятий: острый, тупой угол, вершина угла, левая и правая
стороны угла; последовательность выполнения вышивания острого угла.
Практика: выполнение вышивания острого угла
Самостоятельная работа: вышивание острого и тупого угла.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
3. Правила заполнения окружности
Теория: определение понятий: окружность, хорда; последовательность выполнения
вышивания окружности; инструктаж по технике безопасности.
Практика: выполнение вышивания окружности.
Самостоятельная работа: вышивание окружности.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
4. Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонить
Теория: Геометрические фигуры. Композиция из геометрических фигур.
Практика: выполнение композиции из геометрических фигур.
1
4
Самостоятельная работа: вышивание композиции в технике изонить.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
5. Животные из геометрических фигур в технике изонить
Теория: Животные.
Практика: выполнение композиции из геометрических фигур.
Самостоятельная работа: вышивание животного из геометрических фигур в технике
изонить.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
6. «Бабочка» в технике изонить
Теория: Бабочки.
Практика: выполнение эскиза бабочки на картоне
Самостоятельная работа: вышивание бабочки в технике изонить.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
7. Поделки в технике изонить
Практика: Анализ творческих работ.
5 раздел. Текстильная кукла (10 часов)
1. Куклы в культуре и традициях народов России. История кукол. Типы и виды
кукол.
Теория: История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ
об истории русского костюма. Техника безопасности при работе с материалами и
инструментами.
Практика: Работа с мультимедийной презентацией.
2. Изготовление куклы-закрутки.
Теория: Кукла-закрутка. Техника безопасности при работе с материалами и
инструментами.
Практика: Подбор материала и инструментов.
Самостоятельная работа: Изготовление куклы-закрутки под руководством педагога.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
3. Изготовление куклы «Барыня»
Теория: Кукла «Барыня». Техника безопасности при работе с материалами и
инструментами.
Практика: Подбор материала и инструментов.
Самостоятельная работа: Изготовление куклы «Барыня» под руководством
педагога.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
4. Изготовление куклы «Неразлучники»
Теория: Куклы «Неразлучники». Техника безопасности при работе с материалами и
инструментами.
Практика: Подбор материала и инструментов.
Самостоятельная работа: Изготовление куклы «Неразлучники» под руководством
педагога.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
1
5
6 раздел. Батик (9 часов)
1. Батик.
Теория: История художественной росписи тканей. Виды росписи ткани.
Практика: Работа с мультимедийной презентацией.
2. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с материалами и
инструментами.
Теория: техника безопасности при работе с тканью, ножницами, красками, резервом.
Практика: Подготовка материалов и инструментов к работе.
Теория: Организация рабочего места
3. Создание эскиза. Перевод рисунка на ткань.
Теория: Перевод рисунка на ткань.
Практика: Создание эскиза рисунка для росписи по ткани.
Самостоятельная работа: Закрепление ткани на рамку или пяльцы. Перевод рисунка
на ткань (простым карандашом).
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
4. Нанесение рисунка на ткань с помощь прозрачного контура.
Теория: Резерв по ткани. Объемный контур.
Практика: Обводка рисунка прозрачным резервом.
Самостоятельная работа: Нанесение резерва на контур рисунка.
5. Выполнение росписи в технике «Холодного батика».
Теория: Холодный батик
Практика: Роспись рисунка.
Самостоятельная работа: раскрашивание рисунка красками по ткани.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
6. Нанесение объемного контура на изделие. Оформление работы.
Теория: Дизайн изделия.
Практика: Обводка композиции цветными объемными контурами.
Самостоятельная работа: оформление рисунка объемным контуром.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
7 раздел. Бросовый материал (8 часов)
1. Бросовый материал. Знакомство с правилами т/б при
работе с материалами и
инструментами.
Теория: Бросовый материал. Техника безопасности при работе с бросовыми
материалами.
Практика: Работа с мультимедийной презентацией.
2. Изготовление мягких игрушек из носка.
Теория: Мягкие игрушки из носка.
Практика: Подготовка материалов к работе. Ручные швы.
Самостоятельная работа: изготовление котенка из носка
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
3. Картина из сухих растений.
1
6
Теория: Сухоцветы.
Практика: Подготовка материалов и инструментов к работе.
Самостоятельная работа: изготовление картины из сухих растений
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
4. Карандашница из бутылок.
Теория: Пластиковые бутылки.
Практика: Подготовка материалов и инструментов к работе. Изготовление
карандашницы из пластиковой бутылки.
Самостоятельная работа: оформление карандашницы с помощью: ткани, бумаги,
бусин, пуговиц, паеток и т.д.
Теория: Работа с мультимедийной презентацией.
5. Копилка из банки.
Теория: Стекло. Стеклянная банка.
Практика: Подготовка материалов и инструментов к работе. Изготовление копилки
из банки.
Самостоятельная работа: оформление копилки с помощью: фарнитуры, ткани и т.д.
Итоговое занятие.
Практика: выставка работ
1.4.
Планируемые результаты
По окончанию обучения по ДООП «Магия творчества» обучающийся сможет
продемонстрировать следующие результаты УУД.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических
творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам
труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
1
7
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на
эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать
систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности
для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о
цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
Учащиеся научатся:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного
искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств
массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
1
8
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их
место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и
техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию
целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно –
прикладного искусства;
Учащиеся научатся:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в
предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –
творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Учащиеся научатся:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть
развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность,
трудолюбие, целеустремленность
1
9
Раздел № 2» «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Форма
обучения
Режим
занятий
Общая
продолжительность (кол-во
час.)
(дней)
в день
Очная
34
Кол-во
часов
Теория
(кол-во
час.)
Практика
(кол-во
часов)
68
21
47
2
Самост Проме
оятель жуточн
ная
ая
работа аттеста
(кол-во
ция
час.)
(кол-во
час,
вид
ПА)
-
Итоговая
аттестаци
я
(кол-во
час, вид
ИА)
2.2. Условия реализации программы
Для реализации ДООП «Магия творчества» необходимо:
Материально-техническое обеспечение
Оборудование кабинета
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16
Наименование оборудования
Классная доска
Шкаф с полками
Стол большой для раскроя
Парта ученическая
Стулья ученические
Стол учительский
Стул учительский
Зеркало
Манекен
Компьютер
Проектор
Доска для проектора
Швейная машина
Оверлок
Гладильная доска
Электроутюг
Количество (шт.)
1
4
1
11
22
2
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
Инструменты и приспособления
№п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование оборудования
Иглы швейные
Игольница
Подставка для ниток
Напёрсток
Количество (шт.)
В ассортименте
2
1
2
2
0
-
5.
6.
7.
12.
13.
14.
Мелки портновские
Ножницы
Сантиметровая лента
Машинные иглы № 80, 90, 100, 110, 120
Шпульки
Деревянные рамки Ф А4
В ассортименте
5
5
В ассортименте
10
5
Кадровое обеспечение
ДООП «Магия творчества» реализует педагог дополнительного образования
Босова Татьяна Валерьевна, имеющая высшее образование:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального
образование «Камышловский педагогический колледж» Свердловская область
г.Камышлов, присвоена квалификация «Художник-мастер» по специальности
Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.
Федеральное государственное автономное образование учреждение высшего
образование «Тюменский государственный университет» г.Тюмень, по направления
подготовки «Педагогическое образование».
2.3.
Формы аттестации
По окончанию обучения по ДООП «Магия творчества» проводится аттестация в
форме итоговой выставки.
2.4. Методические материалы
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный: устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.
наглядный: показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.
практический: выполнение работ по технологическим картам, схемам и др.
активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, игры, дискуссии
в малых группах.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащиеся:
объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на
занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм
работы;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий;
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);
аналитический (сравнение, наблюдение, самоанализ, самоконтроль).
2
1
Структура учебного занятия
Блоки
Этапы
Этап учебного
занятия
Организационный
Подготови
тельный
1
Основной
2
Подготовительный
(подготовка к
новому
содержанию)
3
Усвоение новых
знаний и способов
действий
4
Первичная
проверка
понимания
изученного
5
Закрепление новых
знаний, способов
действий и их
применение
6
Обобщение и
систематизация
знаний
Задачи этапа
Содержание
деятельности
Подготовка
Организация
учащихся к работе
начала занятия,
на занятии
создание
психологического
настроя на
учебную
деятельность и
активизация
внимания
Обеспечение
Сообщение темы,
мотивации и
цели учебного
принятия учащимися занятия и
цели учебномотивация
познавательной
учебной
деятельности
деятельности
учащихся
Обеспечение
Использование
восприятия,
заданий и
осмысления и
вопросов,
первичного
которые
запоминания связей
активизируют
и отношений в
познавательную
объекте изучения
деятельность
учащихся
Установление
Применение
правильности и
пробных
осознанности
практических
усвоения нового
заданий, которые
учебного материала, сочетаются с
выявление
объяснением
ошибочных или
соответствующих
спорных
правил или
представлений и их
обоснованием
коррекция
Обеспечение
Применение
усвоения новых
тренировочных
знаний, способов
упражнений,
действий и их
заданий, которые
применения
выполняются
самостоятельно
учащимися
Формирование
Использование
целостного
бесед и
представления
практических
знаний по теме
заданий
2
2
Результат
Восприятие
Осмысление
возможного
начала
работы
Освоение
новых
знаний
Осознанное
усвоение
нового
учебного
материала
Осознанное
усвоение
нового
материала
Осмысление
выполненно
й работы
Итоговый
7
Контрольный
Выявление качества
и уровня овладения
знаниями,
самоконтроль и
коррекция знаний и
способов действий.
8
Итоговый
9
Рефлексивный
Анализ и оценка
успешности
достижения цели,
определение
перспективы
последующей
работы
Мобилизация
учащимися на
самооценку
Использование
тестовых заданий,
устного
(письменного)
опроса, а также
заданий
различного
уровня
сложности(репродуктивного,
творческого,
поисковоисследовательско
го).
Педагог
совместно с
учащимися
подводит итог
занятия
Рефлексия,
сравнение
результатов
собственной
деятельност
и с другими,
осмысление
результатов.
Самооценка
учащихся своей
работоспособност
и,
психологического
состояния,
причин
некачественной
работы,
результативности
работы,
содержания и
полезности
учебной работы
Проектирова
ние
учащимися
собственной
деятельност
и на
последующи
х занятиях
Самоутверж
дение
учащихся в
успешности
Педагогические технологии
Педагогические технологии
Разноуровневое обучение
Информационно-коммуникационные
технологии
Достигаемые результаты
Это педагогическая технология организации учебного
процесса, в рамках которого предполагается разный уровень
усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность
одного и того же учебного материала различна в группах
уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику
овладевать учебным материалом по отдельным предметам
школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже
базового, в зависимости от способностей и
индивидуальных особенностей каждого учащегося .
Изменение и неограниченное обогащение содержания
образования, использование интегрированных курсов,
доступ в интернет.
2
3
Здоровьесберегающие технологии
Разновозрастное образование
Использование данных технологий позволяют равномерно
во время урока распределять различные виды заданий,
определять время подачи сложного учебного материала,
выделять время на проведение самостоятельных работ,
нормативно применять ТСО, что дает положительные
результаты в обучении.
Разновозрастное обучение отличается, прежде всего, разным
возрастом обучающихся, а значит иной формой
социализации, деятельным общением с людьми разной
компетенции и различными навыками.
И уже отсюда следует отсутствие единой внешней задачи
для обучающихся. Каждый решает ту задачу, которая
посильна для него и решает её до полного исчерпания.
Решает сам или вместе с другими.
Полное исчерпание задачи – это важная составляющая
учебного процесса.
2.5. Список литературы
Список литературы для педагога
1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М.: просвещение, 1979.
2. Изобразительное искусство и художественный труд/ 1-4 класс. Книга для учителя/
Ред. кол. Б.М. Неменский, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул и др. – М.: Просвещение, 1991.192с.
3. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. Книга для учителя начальных
классов. – М.: Просвещение, 1985.
4. Я познаю мир: Архитектура. Детская энциклопедия / под.ред. Л.Л. Бурмистрова – М.:
ООО «Издательство Апрель», 2002.
5. Я познаю. Детская энциклопедия. История ремесел./ Авт. сост. Е. Пономарева. – М.:
АСТА СТРЕС,2000.
6. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 25 изд., перераб. / Под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Гарф, 2004. – 208 с.: ил.
7. Технология: 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под
ред. И. А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 160 с.
8. Технология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
(вариант для девочек) / Под ред. И. А. Сасовой. – 2-е изд., перераб. – М.: ВентанаГраф, 2007. – 192 с.
9. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для
руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб.
– М.: Просвещение, 2000. – 176 с.: ил.
10. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2005. - 112с., ил.
2
4
Список литературы для обучающихся
Интернет-ресурсы:
1. https://spetsialistcorp.ru/novosti/batik-istoriya-vozniknoveniya
2. http://lubopitnie.ru/istoriya-batika/
3. https://homius.ru/bumagoplastika-shemy-dlja-masterov-poshagovo.html
4. http://21vu.ru/publ/689/20270
5. https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinografija-netradicionaja-tehnika-risovanija.html
6. https://myintelligentkids.com/plastilinografiya-dlya-razvitiya-tvorcheskix-sposobnostejdetej-i-ee-vidy
7. https://fb.ru/post/clothing/2019/11/8/148681
8. https://youtu.be/PNLErBL4MYg
9. https://youtu.be/jFwIY1XdiyY
10. https://youtu.be/lQQ7BrUMjaA
11. https://youtu.be/5CWLH9PagX4
12. https://youtu.be/IsV7lh29HZo
13. https://youtu.be/EgB11QVTEYE
14. https://youtu.be/KJ5Vj_CVwxc
2
5
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Охрана труда
Правильная посадка во время работы
Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как
при другом положении ног нарушается кровообращение.
Свет должен падать слева или спереди.
Нельзя опираться грудью на стол.
Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса
более чем на 10 см.
6. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть 30-40
см.
7. В процессе работы следует периодически менять положение
корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
1.
2.
3.
4.
5.
Правила соблюдения безопасности для детей,
занимающихся техническим творчеством
I. Общие требования безопасности
1. Занятия проводятся в специальном помещении, оборудованном рабочими местами,
Безопасном в санитарно-эпидемиологическом отношении, имеющем нормативное
освещение.
2. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех обучающихся, занимающихся в
кабинете.
3. В кабинете запрещено:
загромождать проходы сумками и портфелями;
самостоятельно включать электроприборы;
без разрешения педагога открывать форточки и окна;
без разрешения педагога передвигать учебные столы и стулья;
на переменах играть в подвижные игры;
приносить на занятие посторонние предметы, которые будут мешать занятию;
приходить в класс в верхней одежде.
4. Инструменты общего пользования хранятся в специально отведенном месте. Острые и
колющие инструменты обязательно должны быть в закрывающемся шкафу.
5. Работу начинают и заканчивают с разрешения руководителя кружка.
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе.
3. Надень рабочую одежду.
4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
III. Требования безопасности во время занятий
1. Работу начинай только с разрешения руководителя.
2. Не работай неисправным инструментом, используй инструменты только
назначению.
3. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.
2
6
по
При работе держи инструмент так, как показывал педагог.
Не носи в карманах инструменты (ножницы, шило, иглу и другие).
Инструменты и оборудование храни только в предназначенном месте.
Располагай инструменты и материалы на рабочем месте в порядке, указанном
руководителем.
8. Когда педагог обращается к тебе, приостанови работу и выслушай его.
9. Во время учебных экскурсий соблюдай дисциплину и порядок.
10.
Нельзя отходить от группы без разрешения педагога.
4.
5.
6.
7.
IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию
педагога в организованном порядке, без паники.
2. В случае травматизма обратитесь к педагогу за помощью.
3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщи педагогу.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.
2. Собери со стола (парты) и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там
остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный
выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери на место.
Правила безопасности при работе
с различными материалами
При работе с разными материалами необходимо строго соблюдать правила
безопасности, санитарии и личной гигиены. Правила должны соблюдаться как
руководителем кружка, так и обучающимися. Правильно организованные занятия по
трудовому обучению способствуют физическому развитию детей и укреплению их
здоровья.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
Правила работы с глиной и пластилином
Заготовляй глину только с разрешения и под руководством взрослых.
Лепку выполняй на подкладной доске, не клади глину на стол, парту.
Перед работой хорошо разогрей пластилин в руках.
Не бросай остатки глины и пластилина.
Храни пластилин в коробочке отдельно от тетрадей и книг.
После работы вытри руки тряпочкой и вымой теплой водой с мылом.
Правила работы с природными материалами
Не ломай растущие деревья, кустарники, травы.
Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.
Для резания веток и корней используй хорошо заточенный с тупым концом
перочинный нож.
Обрабатывай шишки, желуди, каштаны на деревянной доске.
В сухих каштанах, желудях не делай отверстия шилом: их надо сверлить.
2
7
6. Обрезку шишек выполняй секатором.
7. Храни природные материалы в сухом месте.
Правила работы с древесиной
1. Перед работой проверь исправность инструмента.
2. Запомни! Колющий и режущий инструмент всегда должен быть направлен в сторону от
руки.
3. Обрабатывай древесину на верстаке. Нельзя пилить и строгать в руках, на колене.
4. Пили древесину небольшой ножовкой с мелкими зубьями.
5. Не сдувай опилки и стружку с верстака, сметай их щеточкой. Береги глаза!
6. Не строгай древесину против волокон.
7. Не проверяй качество строгания руками - остерегайся занозы.
8. Выпиливание выполняй только на специальном приспособлении.
9. Не допускай перегрева электровыжигателя.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила безопасности
при работе с инструментами
Правила безопасной работы с канцелярским ножом
1. Выдвигай небольшую часть лезвия.
2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.
3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым
работаешь.
4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано
во внутрь.
Правила безопасной работы с шилом
1. Храни инструмент в безопасном месте.
2. Работай шилом только на подкладной доске.
3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.
4. Будь внимателен! Не порань руку, придерживающую картон или любой другой
материал.
5. После работы убери шило в коробку.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Правила безопасной работы с ножницами
Во время работы быть внимательным, не отвлекайся и не отвлекай других.
Храни ножницы в определенном месте, клади их сомкнутыми острыми концами от
себя.
Не работай тупыми ножницами и ножницами с ослабленным шарнирным креплением.
Во время резания придерживай материал левой рукой так, чтобы пальцы были в
стороне от лезвия ножниц.
Передавайте ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Нельзя резать на ходу.
При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во
время работы.
2
8
Правила безопасной работы с шилом и циркулем
1. Работай только с исправным инструментом – шило должно иметь плотно пригнанную
ручку с предохранительным кольцом.
2. Шило держи так, чтобы ручка упиралась в середину ладони, а указательный палец
лежал вдоль металлического стержня.
3. Делай прокол, осторожно вращая ручку вправо и лево. Сильно не нажимай.
4. Не пользуйся шилом не по назначению.
5. Передавать колющие и режущие предметы ручкой от себя, располагать их на столе
острым концом от себя.
6. При работе с циркулем не оставлять циркуль в раскрытом виде, не держать циркуль
вверх концами.
7. При работе шило направлять острием от себя.
8. После работы инструменты ложи на место.
1.
2.
3.
4.
5.
Правила безопасной работы с мелкими предметами
(скрепки, кнопки, пуговицы…)
Мелкие предметы храни в специальных коробках с маркировкой.
Не высыпай мелкие предметы на рабочий стол.
Не бросайся ими.
Не бери мелкие предметы в рот.
После работы тщательно собери все мелкие предметы и поставь коробочку в
специально отведенный для хранения шкаф.
2
9
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Виды пластилинографии
Прямая пластилинография - изображение лепной картины
на горизонтальной поверхности. В данной технике могут
работать все дети, начиная с младшего возраста. Для этого
возраста
можно
подготовить
простые,
несложные
изображения без мелких деталей. Такой рисунок лучше
заполнять более мягким пластилином, таким как восковой.
Аппликацию в данной технике надо выполнять на плотном
картоне. Размазывать пластилин лучше всего пальцами, так
получается эффект мазка масляными красками.
Обратная
пластилинография
(витражная)
изображение лепной картины с обратной стороны
прозрачной поверхности. Такой вид пластилинографии
используется на стекле. Детям дошкольного возраста
на стекле работать нельзя, поэтому можно заменить на
пластик или оргстекло. Рисунок наносится маркером, а
потом наносится пластилин. Пластилин для начала
надо хорошо размять, разогреть. Когда пластилин
станет мягким, наноси м его на поверхность, наносить можно при помощи рук или стека.
Тщательно размазывая по стеклу так, чтобы слой пластилина был тонкий.
Модульная пластилинография - изображение лепной
картины с использованием различных элементов валиков,
шариков, дисков. Такая техника пластилинографии
является сложной, потому что ребенку необходимо
овладеть всеми приемами лепки. Сначала мы переносим
рисунок на поверхность и начинаем заполнять каждый
элемент рисунка пластилином соответствующего цвета.
Это можно сделать с помощью небольшими штрихами,
целыми деталями или жгутиками.
3
0
Мозаичная пластилинография - изображение лепной
картины с помощью шариков из пластилина. Данная
техника является самой простой в пластилинографии,
так как все элементы скатываются в шарик. Самое
главное подбирать красивые цвета и аккуратно
заполнить рисунок, не выходя за контуры.
Контурная пластилинография - изображение рисунка
при помощи жгутов. Данная техника требует от ребенка
усидчивости и кропотливой работы, поэтому данная
техника больше подойдет для старших групп.
Пространство рисунка заполняем жгутиками, которые
были предварительно подготовлены ребенком или
воспитателем. Воспитатель может подготовить такие
жгуты при помощи шприца. Пластилин помещаем в
шприц, а шприц в горячую воду. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, получаются
одинаковые жгутики.
Многослойная пластилинография - объемное изображение
лепной картины с последовательным нанесением нескольких
слоев. С помощью такой техники можно выполнить очень
яркий и красивы сюжет. Такая техника подойдет для
изображения пейзажа, когда один слой закрывается другим.
Бывает что в картине есть такие элементы, которые сложно
вылепить, для того чтобы их выполнить на отдельной бумаге
наносят тонкий слой пластилина, вырезают с помощью
ножниц и наклеивают на картину.
Фактурная пластилинография - изображение больших
участков картин на горизонтальной поверхности с более
выпуклым изображением. Такую технику можно
выполнять при помощи валиков, с нанесением рисунка.
Раскатываем пластину, предварительно выровняв ее при
помощи скалки, а затем наносим узор валиком или
штампиком
3
1
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Животные из геометрических фигур
3
2
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Изонить
3
3