Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 14
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Дата: 2024.05.03 10:50:17 +03'00'
Утверждено
Приказом директора МКОУ ООШ № 14
Гаврилова Л.В.
№ 18 от 17.01.2024г.
Рабочая программа дополнительного образования
«Белая ладья»
1-4 класс
г. Тавда, 2024
Пояснительная записка.
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС начального общего образования,
Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного полного образования,
Учебный план МКОУ ООШ №14,
Устав школы,
Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование),
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования),
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные
программы начального общего образования.
Общая характеристика курса
Программа рассчитана на проведение занятий с детьми 1- 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего 33 часа, во 2-4 – 34
часа в год. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении
шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей
возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с
ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового»
периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные
миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением
фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной
доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса
принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира;
принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям
шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность,
настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Белая ладья» составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе” (автор
И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения,
умения производить логические операции).
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Место объединения внеурочной деятельности «Белая ладья» в учебном плане
Программа рассчитана на проведение занятий с детьми 1- 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе всего 33 часа, во 2-4 – 34 часа в
год.
Ценностные ориентиры содержания объединения внеурочной деятельности «Белая ладья»
Содержание программы «Белая ладья» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной
самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется
здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Способствует развитию
личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми
людьми.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,
лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за
настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её
народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Содержание
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Этот курс может без труда освоить каждый
учитель начальной школы, даже если он совсем не знаком с шахматной игрой.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей
возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учится выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с
ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению “доматового”
периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,
сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. Большое значение
при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Программой объединения внеурочной деятельности «Белая ладья» (первый год) предусматривается 33 занятия (одно занятие в неделю).
Включает шесть тем: “Шахматная доска”, “Шахматные фигуры”, “Начальная расстановка фигур”, “Ходы и взятие фигур”, “Цель шахматной
партии”, “Игра всеми фигурами из начального положения”. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с
углубленным изучением отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее
игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу
шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
“Белая ладья, первый год”.
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной
доски.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф
= 9).
III. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”.
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество.
Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
V. Цель шахматной партии.
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и
другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
К концу первого года обучения дети должны знать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная
позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
рокировать;
объявлять шах, мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
“Белая ладья», второй год”.
“Белая ладья», второй год” – логическое продолжение начатой работы. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение
шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; дети учатся
решать шахматные задачи.
Программа “Белая ладья», второй год” предусматривает 34 учебных занятий, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая
часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы
реализации материального и позиционного преимуществ.
Важной вехой в овладении шахматными основами становится умение учащихся ставить мат.
Учебный курс включает пять тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого
короля”, “Достижение мата без жертвы материала”.
I. Краткая история шахмат.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего
времени. Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных фигур.
Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения. Запись шахматной партии.
III. Ценность шахматных фигур.
Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение
материального перевеса. Нападение и
защита. Способы защиты (5 способов).
IV. Техника матования одинокого короля.
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
V. Достижение мата без жертвы материала.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте (начало игры), миттельшпиле (середина игры), эндшпиле (конец игры). Защита от мата.
К концу второго года обучения дети должны знать:
шахматные правила FIDE;
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур.
К концу второго года обучения дети должны уметь:
правильно вести себя за доской;
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
“Белая ладья», третий год”.
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль, эндшпиль). Двух– и трехходовые партии.
II. Основы дебюта.
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и
защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Принципы игры в дебюте:
1.
2.
3.
4.
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.
Борьба за центр.
Безопасная позиция короля. Значение рокировки.
Гармоничное пешечное расположение. Разумная игра пешками.
Классификация дебютов.
III. Основы миттельшпиля.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.
Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Понятие о стратегии. Пути реализации материального перевеса.
IV. Основы эндшпиля.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья
против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами
(простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило
“квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй
горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против
короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
К концу третьего года обучения дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу третьего года обучения дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
находить несложные тактические приемы;
точно разыгрывать простейшие окончания.
“Белая ладья», четвертый год”.
“Белая ладья», четвертый год” – используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по
темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о
какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого обучающимся предлагаются задачи для
самостоятельного решения: “Ферзь против пешки”, “Ферзь против короля” и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки
полученных знаний.
Занятия посвящены в основном совершенствованию игры в миттельшпиле, поскольку главная борьба происходит в середине партии. Основные
темы курса “Анализ и оценка позиции”, “Шахматные комбинации”, “План в шахматах”.
Учащиеся учатся элементарно анализировать позицию и на основе анализа составлять простейший план дальнейшей игры. Дети знакомятся с
темами комбинаций, учатся находить несложные тактические приемы и проводить комбинации.
Учащиеся принимают участие в соревнованиях.
I. Шахматная партия.
О трех стадиях шахматной партии. Виды преимущества в шахматах: материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное
преимущество), преимущество во времени. Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
Основные правила игры в миттельшпиле (В.Стейниц). Анализ и оценка позиции. Элементы позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур,
открытые линии, центр, пространство и др.).
III. Шахматная комбинация.
Пути поиска комбинации.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского
прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.
Матовые комбинации на мат в три хода.
Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса, на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского
прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др..
Комбинации, ведущие к ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации).
К концу четвертого года обучения дети должны знать:
некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
правила игры в миттельшпиле;
основные элементы позиции.
К концу четвертого года обучения дети должны уметь:
правильно разыгрывать дебют;
грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
проводить элементарно анализ позиции;
составлять простейший план игры;
находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания;
пользоваться шахматными часами.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа
жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные
действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания,
лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование
следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в
дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности,
толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы
внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и
социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении
ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при
выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные
испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Тематическое планирование.
Тематическое планирование. Первый год обучения
№
тема
Кол-во часов
1
Шахматная доска.
4
2
Шахматные фигуры.
9
3
Начальная расстановка фигур.
4
4
Ходы и взятие фигур.
8
5
Цель шахматной партии.
4
6
Игра всеми фигурами из начального положения.
4
всего
33
Тематическое планирование. Второй год обучения
№
тема
Кол-во часов
1
Краткая история шахмат.
6
2
Шахматная нотация.
8
3
Ценность шахматных фигур
10
4
Техника матования одинокого короля.
6
5
Достижение мата без жертвы материала.
4
всего
34
Тематическое планирование. Третий год обучения
№
тема
Кол-во часов
1
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
3
2
Основы дебюта.
9
3
Основы миттельшпиля.
10
4
Основы эндшпиля.
12
всего
34
Тематическое планирование. Четвертый год обучения
№
тема
Кол-во часов
1
Шахматная партия.
8
2
Анализ и оценка позиции.
8
3
Шахматная комбинация.
18
всего
34
Календарно-тематическое планирование
«Белая ладья»
1-й год обучения
Тема
№
п/п
Количество часов
1
1
1
1
5
I. Шахматная доска. 4 ч.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.
Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
Линии на шахматной доске. Диагонали.
Центр шахматной доски.
II. Шахматные фигуры. 2 ч.
Шахматные фигуры.
6
Сравнительная сила фигур.
1
1.
2.
3.
4.
III. Начальная расстановка фигур.
7
1
1 ч.
Начальная позиция.
1
IV. Ходы и взятие фигур.
17 ч.
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Ладья.
Ладья.
Слон.
Слон.
Ладья против слона.
Ферзь.
Ферзь.
Ферзь против ладьи и слона.
Конь.
Конь
Конь против ферзя, ладьи, слона.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
19
20
21
22
23
Пешка.
Пешка.
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
Король.
Король против других фигур.
1
1
1
1
1
V. Цель шахматной партии.
24
25
Шах.
Шах.
6 ч.
1
1
26
27
28
29
Мат.
Мат.
Ничья. Пат.
Рокировка.
30
Шахматная партия.
1
31
32
Шахматная партия.
Шахматная партия.
1
1
1
1
1
1
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.
VII. Обобщение.
33
1 ч.
Повторение материала.
1
Календарно-тематическое планирование
«Белая ладья»
2-й год обучения
Тема
№
п/п
4 ч.
I. Краткая история шахмат.
Количество часов
5 ч.
1.
Повторение пройденного материала.
1
2.
Повторение пройденного материала.
1
3.
Краткая история шахмат.
1
4.
Выдающиеся шахматисты нашего времени.
1
5.
Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.
1
II. Шахматная нотация.
7 ч.
6.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
1
7.
8.
9.
10.
11.
Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.
Шахматная нотация.
Шахматная нотация.
Шахматная нотация.
Шахматная нотация.
1
1
1
1
1
12.
Шахматная нотация.
13.
14.
15.
16.
III. Ценность шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.
17.
18.
19.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Способы защиты. Игровая практика.
1
1
1
20.
21.
22.
Техника матования одинокого короля.
Техника матования одинокого короля.
Техника матования одинокого короля.
1
1
1
23.
Техника матования одинокого короля.
1
24.
25.
1
1
26.
27.
28.
Техника матования одинокого короля.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.
Цугцванг.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле
Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
29.
Достижение мата без жертвы материала.
1
30.
Повторение материала.
1
31.
Повторение материала.
1
32.
Повторение материала.
1
33.
Повторение материала.
1
34.
Повторение материала.
1
1
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование
«Белая Ладья»
3-й год обучения
Тема
№
п/п
I. Шахматная партия. Три стадии шахматной партии.
Количество часов
5 ч.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Повторение пройденного материала.
Повторение пройденного материала.
Повторение пройденного материала.
Повторение пройденного материала.
Три стадии шахматной партии.
Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии.
1
1
1
1
1
1
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.
Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.
Основы дебюта. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.
Основы дебюта. «Повторюшка-хрюшка»
Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития фигур. Темпы. Гамбиты.
Основы дебюта. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.
Основы дебюта. Борьба за центр.
Принципы игры в дебюте. Рокировка. Правила рокировки.
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16.
17.
18.
Основы дебюта. Связка в дебюте.
Основы дебюта. Классификация дебютов.
Как изучать дебюты.
1
1
1
III. Основы миттельшпиля.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
5 ч.
Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
Основы миттельшпиля. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.
Основы миттельшпиля. Двойной удар.
Основы миттельшпиля. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
Основы миттельшпиля.
IV. Основы эндшпиля. 9 ч.
Основы эндшпиля. Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые
случаи).
Основы эндшпиля. Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые
случаи). Ладья против коня (простые случаи).
1
1
1
1
1
1
1
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Основы эндшпиля. Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем
(простые случаи).
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего
короля. Правило «квадрата».
Основы эндшпиля. Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали.
Король помогает своей пешке. Оппозиция.
Основы эндшпиля.
Основы эндшпиля.
Основы эндшпиля. Удивительные ничейные положения.
Основы эндшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
V. Обобщение. 2 ч.
1
Повторение материала.
Повторение материала.
1
1
1
1
1
1
1
1
№
п/п
1.
2.
3.
Календарно-тематическое планирование
«Белая ладья»
4-й год обучения
Тема
I. Шахматная партия.
Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии.
Количество часов
3 ч.
Виды преимущества в шахматах.
Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
II. Анализ и оценка позиции.
1
1
1
4 ч.
6.
7.
8.
9.
Правила игры в миттельшпиле
Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.
Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач
Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
III. Шахматная комбинация.
Понятие о шахматной комбинации.
Пути поиска комбинации.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.
16.
17.
18.
19.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.
Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.
1
1
1
1
24 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20. Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи».
21. Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
22. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.
1
1
1
23. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.
24. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.
1
1
25. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.
1
26. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.
27. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.
1
1
28. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.
1
29.
30.
31.
32.
33.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.
Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.
Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).
IV. Обобщение. 1 ч.
34. Основы миттельшпиля. Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
1
1
1
1
1
Текущий