география

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа №14
(МКОУ ООШ №14)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№ 14
Дата: 2024.05.07 16:36:45 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «География»
Для обучающихся 9 классов

Тавда 2024

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Директора МКОУ ООШ № 14
Гаврилова Л.В.
№ 18 от 17.01.2024 г.

Рабочая программа
«География в картах и схемах»
Наименование учебного предмета: география
Класс: 9
Уровень общего образования: основной
Учитель: Гурина Александра Евгеньевна
Срок реализации программы, учебный план: 2023-2024
Количество часов по учебному плану
Всего 68 часов в год, в неделю 2 часа

Рабочую программу составила учитель географии
Гурина Александра Евгеньевна

1.Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми
инструктивно-методическими документами:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от31.12.2015г.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательном учреждении на 2023 – 2024 учебный год.
4. Программы основного общего образования предметной линии «Сферы» . 5-9 классы: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – Москва, «Просвещение», 2017.
Общее количество часов 68. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Используемый УМК:
1. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П.
Дронов, Л.Е. Савельева – М.: Просвещение, 2018.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты обучения:
Учащийся должен обладать:

ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования;

целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной
практики;

гражданской позицией к ценностям народов России, готовностью и способностью вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;

коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и
младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской,
творческой и других видов деятельности;

пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;

основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
эстетическим сознанием, развитым через освоение художественного наследия народов России
Предметные результаты обучения:
В результате изучения данного предмета в 9 классе обучающийся должен освоить знания об основных
географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей
Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования;
Называть и (или) показывать:



Предмет изучения географии России;
основные средства и методы получения географической информации:


субъекты Российской Федерации;

пограничные государства;

особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных
границ России;

границы часовых поясов:

основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

распределение рек страны по бассейнам океанов;

основные области современного оледенения и крупные ледники:

зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

важнейшие природно-хозяйственные объекты страны,
в том числе центры:
промышленные,
транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,
районы
нового освоения, старопромышленные и депрессивные:

народы, наиболее распространенные языки, религии;

примеры рационального и нерационального размещения производства;

объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

районы, подверженные воздействию стихийных природных
явлений
(засухи,
наводнения,
сели,
землетрясения и т. д.);

экологически неблагополучные районы России:

маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России
2. Определять (измерять):

географическое положение объектов;

разницу в поясном времени территорий;

погоду по синоптической карте;

параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам
информации.
3. Описывать:


географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

образы
природно-хозяйственных объектов,
в том числе одного из районов нового промышленного,
сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

особенности быта и религии отдельных народов.
4. Объяснять:

роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем

страны;

влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений
полезных ископаемых;

образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование
смога;

влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

как составляют прогноз погоды;

распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение
территории человеком;

почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

разнообразие природных комплексов на территории страны;

различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных
территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре
хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и
условия размещения предприятий;

особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социальноэкономического развития;

роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;


уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших
как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое
летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":
«агломерация»;
«мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;
«кооперирование';
«комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.
5. Оценивать и прогнозировать:

природно-ресурсный потенциал страны, региона;

экологическую ситуацию в стране, регионе

изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных
факторов;

изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие
системы городских поселений;

развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:

ставить учебные задачи;

вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;

оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;

пользоваться различными способами самоконтроля;

классифицировать в соответствии с выбранными признаками;

сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;


систематизировать и структурировать информацию;

определять проблему и способы ее решения;

формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;

владеть навыками анализа и синтеза;

искать и отбирать необходимые источники информации; использовать информационно-коммуникационные
технологии на уровне общего пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети
Интернет;

представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;

работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы
выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);

использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;

создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять
рецензии, аннотации;

выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию,
диалог;

находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Содержание учебного предмета, курса «География. Россия: природа, население, хозяйство» 9 класс
Разделы
Введение.
Раздел I. Хозяйство
России.

Содержание раздела
Роль географической информации в жизни общества, в решении социально-экономических
и экологических проблем страны. Методы её получения и анализа.
Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структура
хозяйства страны. Секторы хозяйства и динамика соотношений между ними. Межотраслевые
комплексы. Факторы и условия размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства,
ее основные элементы и типы. Основная зона хозяйственного освоения. Изменения
территориальной структуры хозяйства в перспективе.
Географическое положение России как фактор развития хозяйства. Влияние на развитие
хозяйства северного, транспортного, соседского, геополитического и геоэкономического
положения России.
Человеческий капитал и качество населения. Человеческий капитал, его доля в
национальном богатстве страны. Оценка и географические различия качества населения.
Перспективы развития человеческого капитала России.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Соотношение понятий «трудовые
ресурсы» и «экономически активное население». Безработица. Основные сферы занятости
населения. Перспективы развития рынка труда.
Природно-ресурсный капитал. Доля природно-ресурсного капитала в национальном
богатстве страны. Место России в мире по запасам природных ресурсов. Геологическая
изученность территории России. Основные черты географии природных ресурсов страны.
Перспективы использования природно-ресурсного капитала России.
Производственный капитал. Доля производственного капитала в национальном богатстве

страны, его современное и перспективное распределение по территории России.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве страны.
Динамика структуры потребления топливно-энергетических ресурсов.
Газовая промышленность. Место России в мире по запасам и добыче природного газа.
География его запасов и добыче природного газа. География основных газопроводов. Влияние
газовой промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Нефтяная промышленность. Место России в мире по запасам и добыче нефти. География
ее запасов и добычи в стране. Основные сферы использования нефти. География основных
нефтепроводов. Влияние нефтяной промышленности на окружающую среду. Перспективы
развития отрасли.
Угольная промышленность. Место России в мире по запасам и добычи угля. География его
запасов и добычи в стране. Основные сферы использования угля. Влияние угольной
промышленности на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Машиностроение. Значение в хозяйстве, объемы и особенности производства, состав.
Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей машиностроения, их влияние
на окружающую среду. Перспективы развития отрасли.
Черная металлургия. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав. Особенности
производства, факторы размещения предприятий. География производства тяжелых и легких
цветных металлов. Влияние цветной металлургии на окружающую среду. Перспективы развития
отрасли.
Химическая промышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав.
Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства
химической промышленности. Влияние химической промышленности на окружающую среду.
Перспективы развития отрасли.

Лесная промышленность. Значение в хозяйстве, объемы производства, состав.
Особенности производства, факторы размещения предприятий. География производства лесной
промышленности. Влияние лесной промышленности на окружающую среду. Перспективы
развития отрасли.
Сельское хозяйство. Значение в хозяйстве. Отличия от других отраслей хозяйства.
Сельскохозяйственные угодья, их структура. Состав сельского хозяйства. Влияние сельского
хозяйства на окружающую среду. Растениеводство и животноводство: объемы производства
продукции, состав, география основных направлений, перспективы развития.
Пищевая и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс. Значение в хозяйстве,
объемы производства, состав. Особенности производства, факторы размещения предприятий.
География пищевой и легкой промышленности, их влияние на окружающую среду. Перспективы
развития отрасли. Состав агропромышленного комплекса.
Транспорт. Значение в хозяйстве. Виды транспорта, их доля в транспортной работе.
Транспортные узлы и транспортная система. Влияние транспорта на размещение населения и
хозяйства. География железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и внутреннего
водного транспорта: уровень развития и особенности, основные магистрали, морские бассейны и
речные системы, влияние на окружающую среду и перспективы развития.
Связь. Значение в хозяйстве. Виды связи и уровень их развития. География связи.
Перспективы развития.
Наука и образование. Значение в хозяйстве. Уровень развития. География и перспективы
развития науки образования.
Жилищное хозяйство. Величина жилищного фонда России. Уровень развития жилищного
хозяйства страны, особенности его географии. Перспективы развития.
Раздел II. Районы

Европейская и азиатская части России. Территория, географическое положение,

России

особенности природы, природных ресурсов, населения и хозяйства.
Характеристика районов России: Европейский север, Европейский Северо-Запад,
Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь,
Дальний Восток.
Площадь территории, численность населения, состав района. Особенности его физико-,
экономико-географического и геополитического положения.
Особенности природы: характер поверхности, климат, внутренние воды, природные зоны,
природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост иммиграции. Размещение населения.
Народы и религии. Занятость и доходы населения.
Хозяйство: место района в производстве валового регионального продукта. Особенности
хозяйства и территориальная структура района. География ведущих отраслей промышленности,
сельского хозяйства и сферы услуг. Экологические проблемы и перспективы развития района.

Раздел III. Россия в
мире.

Россия и мировое хозяйство. Виды внешне экономических связей. Роль России в мировой
торговле. Состав импортной и экспортной продукции. Основные внешне торговые
партнеры. Перспективы внешней торговли.
Россия в системе мировых транспортных коридоров. Мировые транспортные коридоры.
Россия в системе формирующихся транспортных коридоров мира. Перспективы улучшения
транспортно-географического положения страны.

Методы обучения:
- словесные (рассказ, объяснение, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником
географической информации);
- наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций)

- практические (наблюдение объектов и явлений в природе, работы с картами, схемами, профилями, статистическими
данными)
Формы обучения:
- индивидуальная
- коллективная
- групповая
- в парах
- фронтальная
Формы текущего контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
Методы контроля: комбинированный опрос, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, письменный
контроль (географический диктант, самостоятельная работа, практическая работа), групповая форма контроля.
Тематический план 9 класс
Разделы, темы
п/п
Введение
1
1

2

География России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем её
многообразии и контрастности

1
1

Раздел
2
I. Хозяйство
России

Характеристика основных видов деятельности

Колво
часов

Знать: определения понятий «отраслевая» и «территориальная структура хозяйства»,
влияние на хозяйство северного положения страны, особенности транспортного,
геополитического и геоэкономического положения России, соседское положение России, что
такое человеческий капитал, как оценивают качество населения, что влияет на географические
различия в качестве населения, как будет развиваться человеческий капитал России, что такое

2
28

Тема 1. Общая
характеристика
хозяйства

6трудовые ресурсы и экономически активное население, где работают россияне, как изменится
6

рынок труда, что такое природно-ресурсный капитал, как размещены природные ресурсы по
территории страны, перспективы использования природно-ресурсного капитала, что такое
производственный капитал, как он распределяется по видам экономической деятельности и по
территории страны.
Уметь: классифицировать в соответствии с выбранными признаками, выбирать наиболее
рациональную последовательность выполнения учебной задачи, Ставить учебные задачи;
формулировать проблемные вопросы; выделять главное, существенные признаки понятий;
пользоваться разнообразными источниками географической информации.
Выявлять основные сферы занятости населения и перспективы развития рынка труда в
России.
Анализировать: схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России,
определять их различия, схему состава трудовых ресурсов и экономически активного населения,
выявлять соотношение этих понятий, По картам распределение производственного капитала по
территории страны.
Устанавливать: черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры
хозяйства России от хозяйств экономически развитых и развивающихся стран, влияние ГП на
развитие хозяйства страны
Сравнивать: объекты по главным и второстепенным признакам, по статистическим
данным долю человеческого капитала в хозяйстве России и других стран мира, величину
трудоспособного и экономически активного населения в России и других странах мира.
Определять и оценивать: долю человеческого капитала в национальном богатстве страны,
определять место России в мире по запасам природных ресурсов и основные черты их географии.
Раскрывать причины: территориальных различий по показателю качества населения.
Выявлять: достоинства и недостатки природно-ресурсного капитала России, по картам
сравнивать природно-ресурсный капитал крупных районов России, современное и перспективное

распределение производственного капитала по территории страны.

3

Тема 2.
Промышленность

Знать: состав, место и значение ТЭК для хозяйства страны, величину запасов и добычи
природного газа, нефти, каменного угля в России, географию месторождений, особенности
транспортировки, основные направления поставок, влияние газовой, нефтяной, угольной
промышленности на окружающую среду, перспективы развития отрасли, типы электростанций и
объемы производства электроэнергии в России, что такое машиностроение, его отраслевой состав,
основные стадии производства черных и цветных металлов.

1
11

Уметь: ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы; выделять главное,
существенные признаки понятий; пользоваться разнообразными источниками географической
информации, определять.
ГП основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием
принципов их размещения.
Анализировать: схему «Состав ТЭК» с объяснением функций его отдельных звеньев и
взаимосвязи между ними, таблицу «Различия типов эл/станций по особенностям эксплуатации,
строительства, воздействию на окружающую среду, стоимости эл. энергии»,схему «Состав
химической промышленности России» роль важнейших отраслей химической промышленности в
хозяйстве.
Применять: полученные знания по теме «Общая характеристика хозяйства».
Определять: состав ТЭК, анализировать динамику структуры потребления топливноэнергетических ресурсов, место России в мире по запасам и добыче газа, объемы производства,
факторы и географию размещения предприятий машиностроения, объемы производства цветной
металлургии, факторы и географию размещения предприятий отрасли.
Устанавливать; экономические следствия концентрации запасов газа на востоке страны, а
основных потребителей на западе.
Выявлять: основные районы добычи газа и основные сферы его использования,
причинно-следственные связи в размещении гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС, по
картам главные районы размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по

картам атласа главную закономерность в размещении предприятий цветной металлургии тяжелых
и легких металлов,
Наносить на к/к: основные районы добычи газа, нефти, каменного угля и магистральные
газопроводы, крупнейшие электростанции разного типа, Главные металлургические районы.
Сопоставлять и формулировать выводы: по картам географию месторождений железных
руд и каменного угля с размещением крупнейших центров черной металлургии.
Давать характеристику: одного из газодобывающих, нефтедобывающих, угольных
районов по картам и статистическим материалам.
Высказывать мнение: о существовании или отсутствии зависимости величины
потребления энергии от уровня социально – экономического развития страны,о проблемах и
задачах развития лесной промышленности.
Определять.
Аргументировать: необходимость экономии эл/энергии, конкретными
решающее воздействие машиностроения на общий уровень развития страны

примерами

Планировать и корректировать: свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями.
Приводить примеры: (с использованием карты атласа)различных вариантов размещения
предприятий чёрной металлургии, (из контекста реальной жизни) изделий хим. промышленности
и соотносить с той или иной отраслью.
Находить и объяснять: примеры негативного влияния на природу и здоровье человека
химических производств.
Систематизировать и структурировать информацию; определять проблему и способы ее
решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации.

Тема 3. Сельское

Знать:

значение

с/х

для страны, что такое АПК, роль пищевой и легкой

4

хозяйство и
агропромышленный
комплекс

4

промышленности в хозяйстве.
Ставить учебные задачи; формулировать проблемные вопросы; выделять главное,
существенные признаки понятий; пользоваться разнообразными источниками географической
информации.
Уметь: проводить сравнительный анализ с/х угодий России и с/х угодий других стран,
определять основные направления и районы развития отраслей животноводства в России, искать и
отбирать необходимые источники информации, применять полученные знания по теме «Сельское
хозяйство и агропромышленный комплекс».
Выявлять: существенные черты отличия с/х от других отраслей экономики, на основе
анализа карт основные районы и центры развития пищевой и лёгкой промышленности.
Определять: по картам и характеризовать агроклиматические ресурсы со значительными
посевами тех или иных культур, основные районы выращивания зерновых и технических культур.
Иметь представление о животноводстве России.
Планировать и корректировать: свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями.
Сравнивать объекты: по главным и второстепенным признакам.
Систематизировать и структурировать информацию.
Анализировать: схему «Состав АПК России».
Устанавливать: звенья взаимосвязи АПК, долю пищевой и лёгкой промышленности в
общем объёме промышленной продукции.
Приводить примеры: предприятий своего края и указывать факторы их размещения.
Высказывать мнение: о причинах недостаточной обеспеченности населения
отечественной продукцией лёгкой и пищевой промышленности, их не конкурентноспособности.

Тема 4. Сфера услуг
5

Знать: особенности автомобильного, железнодорожного, водного транспорта России,
виды и роль связи в России, особенности жилищного хозяйства страны.

7
7

Уметь: сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать
и структурировать информацию, выбирать наиболее рациональную последовательность
выполнения учебной задачи,
искать и отбирать необходимые источники информации.
Сравнивать: виды транспорта по ряду показателей /скорость, себестоимость, грузооборот,
пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду/
на основе анализа статистических данных, показатели жилищного хозяйства в России и в других
странах мира.
Выявлять: преимущества и недостатки каждого вида транспорта.
Устанавливать: по картам причины ведущей роли ж/д транспорта России, роль отдельных
морских и речных бассейнов в работе морского и речного транспорта, по карте и статистическим
данным районы России, лидирующие в науке и образовании.
Раскрывать: понятия «транспортные узлы» и «транспортная система»; выявлять влияние
транспорта на размещение населения и хозяйства страны, перспективы развития ж/д транспорта.
Иметь представление: об особенностях автомобильного и воздушного транспорта России.
Анализировать: преимущества и недостатки автомобильного и воздушного, морского
транспорта, территориальные различия в уровне телефонизации районов России, по картам
географию городов науки.
Определять: по статистическим данным долю автомобильного, морского и речного
транспорта в транспортной работе страны, по материалам учебника (схема) достоинства и
недостатки воздушного транспорта, влияние этих видов транспорта на окружающую среду и
перспективы их развития,по схеме виды связи и уровень их развития в стране; достоинства и
недостатки каждого вида связи.
Наносить на к/к: крупнейшие морские и речные порты разных морских и речных

бассейнов.
Иметь представление о значении науки и образования в хозяйстве страны.

6

Раздел II. Районы
России

3
36

Иметь представление об особенностях географического положения и природы района.
Знать: состав района, особенности населения района, хозяйства.

Уметь: владеть навыками анализа и синтеза, искать и отбирать необходимые источники
информации, работать с текстом и внетекстовыми компонентами, составлять тезисный план,
выводы, конспект, сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, оценивать ГП,
определять территориальные различия в характере поверхности и климате района, отрицательные
и положительные стороны ГП, устанавливать причинно-следственные связи характер воздействия
ГП на природу, жизнь людей и хозяйство; между строением земной коры и минеральными
ресурсами района; между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, климатом и
природной зональностью, природной зональностью и обеспеченностью биологическими
ресурсами, давать сравнительную оценку (+ и -) географического положения района, применять,
обобщать и систематизировать знания, полученные при изучении курса географии 9 класса.
Выявлять и анализировать: условия для развития хозяйства.
Проводить: сопоставительный анализ различных географических карт для установления
природных различий между территориями.
Составлять: простой и сложный план воспроизведения материала, описания и
характеристики особенностей природы на основе анализа карт, схем, диаграмм таблицы, графики,
описания.
Анализировать: схемы и статистические материалы, отражающие качественные и
количественные параметры населения, формулировать выводы, отражающие качественные и
количественные параметры хозяйства и его структуру, взаимодействие природы и человека на
примере отдельных территорий.
Решать: практические задачи, используя различные показатели, характеризующие

население.
Устанавливать: причинно-следственные связи и закономерности развития хозяйства и
размещения хозяйственных объектов.
Определять: район и его подрайоны по краткому описанию характерных черт природы,
населения, хозяйства.
Работа с Интернет-ресурсами: подготовка сообщений и презентаций о природе и
природно-ресурсной базе района.
Оценивать: экологическую ситуацию в районе и уровень развития сферы услуг.

7

Раздел
7
III. Россия в
мире

1
1

Иметь представление о месте России в мировом хозяйстве.

Уметь: определять по стат.данным место и роль России в международном разделении
труда в отдельных сферах хозяйства, территориальную структуру внешней торговли России,
оценивать+ и- стороны ГП России по отношению к мировой системе транспортных коридоров.
Знать: место России в системе мировых транспортных коридоров.
Анализировать: схемы и карты, отражающие положение России в мировой системе
транспортных коридоров, формулировать выводы.
Прогнозировать: перспективы развития страны по мере её дальнейшей интеграции в
систему мировых транспортных коридоров.
Составлять: простой и сложный план воспроизведения материала.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Дата

Тема

Виды деятельности обучающихся

№ п/п

урока

1

план

Домашнее
задание

факт

Введение

География России. Комплексное и взаимосвязанное
изучение России во всем её многообразии и
контрастности

Уч. с. 5-6

Раздел I. Хозяйство России (28ч)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства (6ч)
2

Особенности хозяйства
России
Практическая работа
№1 «Анализ карт для
определения
территориальной
структуры хозяйства
России»

3

Географическое
положение как фактор
развития хозяйства

Анализировать схемы отраслевой и функциональной
структуры хозяйства России, определять их различия.
Устанавливать черты сходства и
отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства
России от хозяйств экономически развитых и развивающихся
стран мира.
Выделять типы территориальной структуры хозяйства России
на основе анализа тематических (экономических) карт

§1

Устанавливать на основе анализа карт и текста учебника
черты географического положения, оказывающие
положительное и отрицательное воздействие на развитие
хозяйства России.
Составлять характеристику географического положения
России

§2, работа
в к/к стр 1

Примечание

Человеческий капитал и Сравнивать по статистическим данным долю человеческого
капитала в хозяйстве России и других стран мира.
качество населения

§3

5

Трудовые ресурсы и
экономически активное
население

§4стр. 18
вопросы

6

Природно-ресурсный
капитал

4

Анализировать по картам (статистическим материалам)
территориальные различия индекса человеческого развития по
субъектам Российской Федерации
Анализировать схему состава трудовых ресурсов и
экономически активного населения. Выявлять соотношение
этих понятий.
Сравнивать по статистическим данным величину
трудоспособного и экономически активного населения
в России и других странах мира
Выявлять достоинства и недостатки
Природно-ресурсного капитала России.
Определять по картам особенности географического
положения основных ресурсных баз и набор представленных в
них полезных ископаемых.
Выявлять по картам и сравнивать
Природно-ресурсный капитал крупных районов России

Практическая работа
№2«Сравнение
природно-ресурсного
потенциала различных
районов России»
7

Производственный
капитал
Обобщение по теме
«Общая характеристика
хозяйства»

Определять по статистическим данным долю видов
экономическойдеятельности в производственном
капитале России и степень его износа.
Анализировать по картам распределение производственного
капитала по территории страны

§5

§6 стр.21
вопросы

Тема 2. Промышленность 11
8

Топливноэнергетический
комплекс

Выполнить варианты контрольной работы, предлагаемой в
Тетради- экзаменаторе, с. 6–11 (или обсудить проблемы,
обозначенные в рубрике «Вопросы для обсуждения», Учебник,
с. 86).
Анализировать схему «Состав топливно-энергетического
комплекса» с объяснением функций его отдельных
звеньев и взаимосвязи между ними

§7

9

Газовая
промышленность

10

Нефтяная
промышленность

11

Угольная
промышленность
Практическая работа
№3 «Характеристика
угольного бассейна
России»

12

Электроэнергетика

Устанавливать экономические следствия концентрации
запасов газа на востоке страны, а основных потребителей на
западе.
Высказывать мнение о воздействии газовой промышленности
и других отраслей ТЭК на состояние окружающей среды и
мерах по её охране.
Наносить на контурную карту основные районы добычи газа
и магистральные газопроводы.
Сопоставлять карту размещения газовой промышленности с
картой плотности населения, формулировать выводы.
Составлять характеристику одного из газодобывающих
районов по картам и статистическим материалам
Наносить на контурную карту основные районы добычи
нефти и крупнейшие нефтепроводы.
Сопоставлять карту размещения предприятий нефтяной
промышленности с картой плотности населения,
формулировать выводы.
Составлять характеристику одного из нефтяных бассейнов по
картам и статистическим материалам
Проводить сопоставительный анализ величины добычи угля в
основных угольных бассейнах на основе статистических
материалов и карт.
Составлять характеристику одного из угольных бассейнов по
картам и статистическим материалам

§7 стр. 2325

Составлять (анализировать) таблицу «Различия типов
электростанций по особенностям эксплуатации, строительства,
воздействию на окружающую среду, стоимости
электроэнергии».
Выявлять причинно-следственные связи в размещении
гидроэнергетических ресурсов и географии ГЭС.
Высказывать мнение о существовании или отсутствии
зависимости величины потребления энергии от уровня
социально-экономического развития страны.
Аргументировать необходимость экономии электроэнергии.
Наносить на контурную карту крупнейшие электростанции
разного типа

§10
сообщение
о типах
электроста
нций

§8 стр.29
вопросы

§9 стр.31
вопросы

13

Машиностроение
Практическая работа
№4 «Определение
главных районов
размещения
предприятий
трудоемкого и
металлоемкого
машиностроения»

14

Черная металлургия

15

Цветная металлургия

Аргументировать конкретными примерами решающее
воздействие машиностроения на общий уровень развития
страны.
Выявлять по картам главные районы размещения отраслей
трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения; районы,
производящие наибольшую часть машиностроительной
продукции; районы с наиболее высокой долей
машиностроения в промышленности.
Наносить на контурную карту крупнейшие центры
машиностроения России

§11 стр. 38
исследован
ия

Сопоставлять по картам географию месторождений железных
руд и каменного угля с размещением
крупнейших центров чёрной металлургии.
Формулировать главные факторы размещения предприятий
чёрной металлургии.
Приводить примеры (с использованием карты атласа)
различных вариантов размещения предприятий
чёрной металлургии.
Наносить на контурную карту главные металлургические
районы.
Высказывать мнение о причинах сохранения за сталью роли
главного конструкционного материала
Находить информацию (в Интернетеи других источниках) об
использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах
возрастания потребности в них. Сопоставлять по картам
географию месторождений цветных металлов с размещением
крупнейших центров цветной металлургии.
Выявлять главную закономерность в размещении
предприятий цветной металлургии тяжёлых металлов.
Сопоставлять карты атласа «Цветная металлургия» и
«Электроэнергетика», устанавливать главный фактор
размещения выплавки алюминия и крупнейших центров
алюминиевого производства

§12 стр. 41
исследован
ия

§13 стр. 47
вопросы

16

Химическая
промышленность

17

Лесная промышленность

18

Обобщение по теме
«Промышленность»

Анализировать схему «Состав химической промышленности
России» и выявлять роль важнейших отраслей химической
промышленности в хозяйстве.
Приводить примеры (из контекста реальной жизни) изделий
химической промышленности и соотносить их с той или иной
отраслью.
Определять по карте атласа основные районы химической
промышленности, развивающиеся на собственном и ввозимом
сырье.
Находить примеры негативного влияния на природу и
здоровье человека химических производств и объяснять их
Выявлять направления использования древесины в хозяйстве,
её главных потребителей.
Определять по картам атласа географическое положение
основных районов лесозаготовок и лесопромышленных
комплексов с обоснованием принципов их размещения.
Выявлять роль потребительского и экологического факторов
в размещении предприятий лесной промышленности.
Высказывать мнение о проблемах изадачах развития лесной
промышленности
Подготовленное обсуждение проблемы «Стоит ли при
огромных запасах природных ресурсов России переходить от
сырьевой к инновационной экономике?», предлагаемой в
рубрике «Вопросы дляо бсуждения», Учебник, с. 86

§14 стр.
50исследования

§15 стр. 55
вопросы

повторить§
7-15

Тема 3. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс (4ч)
19

Сельское хозяйство.
Растениеводство
Практическая работа
№5 «Определение
основных районов
выращивания зерновых и
технических культур»

Проводить сравнительный анализ сельскохозяйственных
угодий России и сельскохозяйственных угодий других стран
(регионов), комментировать полученные результаты.
Выявлять существенные черты отличия сельского хозяйства
от других отраслей экономики.
Определять по картам и характеризовать агроклиматические
ресурсы со значительными посевами тех или иных культур.
Определять по картам и эколого-климатическим показателям
основные районы выращивания зерновых
и технических культур

§16,17 стр.
59
исследован
ия

20

Животноводство

Определять по картам и эколого-климатическим показателям
главные районы развития разных отраслей животноводство.

§18 стр. 61
вопросы

Устанавливать долю пищевой и лёгкой промышленности в
общем объёме промышленной продукции.
Высказывать мнение о причинах недостаточной
обеспеченности населения отечественной продукцией
лёгкой и пищевой промышленности и их
неконкурентоспособности.
Выявлять на основе анализа карт основные районы и центры
развития пищевой и лёгкой промышленности.
Приводить примеры предприятий своего края и указывать
факторы их размещения.
Анализировать схему «Состав агропромышленного
комплекса России», устанавливать звенья и
взаимосвязи агропромышленного комплекса
Вопросы для обсуждения на стр.63 учебника.

§19

Практическая
работа№6 «
Определение главных
районов
животноводства»
21

Пищевая и легкая
промышленность.
Агропромышленный
комплекс.

22

Обобщение по теме
«Сельское хозяйство и
агропромышленный
комплекс»

Тема 4. Сфера услуг (7ч)

повторить§
16-19

23

Транспорт.
Железнодорожный
транспорт

24

Автомобильный и
воздушный транспорт

25

Морской и внутренний
водный транспорт

26

Связь

27

Наука и образование

Сравнивать виды транспорта по ряду показателей (скорость,
себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от
погодных условий, степень воздействия на окружающую
среду) на основе анализа статистических данных.
Выявлять преимущества и недостатки каждого вида
транспорта.
Анализировать достоинства и недостатки железнодорожного
транспорта.
Устанавливать по картам причины ведущей роли
железнодорожного транспорта в России.
Определять по статистическим данным долю
железнодорожного транспорта в транспортной работе страны.
Анализировать достоинства и недостатки автомобильного
транспорта.
Определять по статистическим данным долю автомобильного
транспорта в транспортной работе страны.
Определять по материалам учебника (схема) достоинства и
недостатки воздушного транспорта.
Определять по статистическим данным долю воздушного
транспорта в транспортной работе страны
Анализировать достоинства и недостатки морского и
внутреннего водного транспорта.
Устанавливать по картам роль отдельных морских и речных
бассейнов в работе морского и речного транспорта.
Определять по статистическим данным долю морского и
речного транспорта в транспортной работе страны.
Наносить на контурную карту крупнейшие морские и
речные порты разных морских и речных бассейнов
Определять по схеме виды связи, достоинства и недостатки
каждого из них.
Сравнивать по статистическим данным уровень развития
отдельных видов связи в России и других странах.
Анализировать территориальные различия в уровне
телефонизации районов России
Определять по статистическим данным долю России и других
стран на мировом рынке наукоёмкой продукции, долю затрат
стран на научные исследования.
Анализировать по картам географию городов науки.
Устанавливать по картам и статистическим данным районы
России, лидирующие в науке и образовании

§20 стр. 67
исследован
ия

Стр. 67-71

Стр. 72-77
вопросы

§21

§22 стр.83
вопросы

28

Жилищное хозяйство

29

Итоговый урок по теме
«Хозяйство России»

Определять территориальные различия в обеспеченности
жильём районов России.
Анализировать статистические данные по уровню
обеспеченности жильём и его благоустроенности
в России и других странах мира.
Анализировать карты для определения географических
различий в уровне жизни населения

§23

стр. 86
вопросы

Контрольная работа №1
Раздел II. Районы России (36ч)
30

Европейская и азиатская
части России
Практическая работа
№7 «Анализ разных
видов
районирования
России»

Выявлять на основе анализа карт
особенности географического положения регионов, специфику
территориальной структуры расселения и хозяйства,
этнического и религиозного состава населения

Тема 1. Европейский Север (3ч)

§24 стр.91
вопросы

31

Географическое
положение и
особенности природы
Европейского Севера

32

Население Европейского
Севера

Оценивать положительные и отрицательные стороны
географического положения.
Устанавливать характер воздействия географического
положения на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства.
Проводить сопоставительный анализ различных
географических карт для установления природных различий
западной и восточной частей Европейского Севера.
Устанавливать причинно-следственные связи на основе
анализа карт: между особенностями строения земной коры и
составом минеральных ресурсов, между особенностями
строения земной коры и рельефом, между климатом и
обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и
природной зональностью, между особенностями природной
зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.
Проводить сопоставительный анализ тематичесих физикогеографических карт и карт населения, устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности размещения
населения, городов и объектов хозяйственной деятельности.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
населения, формулировать выводы.
Составлять описания и характеристики населения на основе
анализа разных источников информации, в том числе карт.
Решать практические и познавательные задачи, используя
различные показатели, характеризующие население

§25.26
работа в
конт. карте

§27
презентаци
я коренные
народы
Севера

33

Хозяйство Европейского
Севера
Практическая работа
№8 «Выявление и
анализ условий для
развития хозяйства
Европейского Севера»

Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических и социальноэкономических тематических карт,
устанавливать причинно-следственные связи и
закономерности развития хозяйства и размещения
хояйственных объектов.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные
параметры хозяйства и его структуру, формулировать выводы.
Составлять таблицы, диаграммы, графики, описания,
характеристики, отражающие особенности хозяйства, на
основе анализа разных источников информации, в том числе
карт.
Определять район и его подрайоны по краткому описанию
характерных черт природы, населения и хозяйства.
Определять черты сходства и различия в особенностях
природы, населения, хозяйства отдельных территорий.
Анализировать взаимодействие природы и человека на
примере отдельных территорий.

§28 стр.
103
вопросы

Тема 2. Европейский Северо - Запад (3ч)
34

Обобщение по теме
«Европейский Север».
Географическое
положение Европейского
Северо-Запада

Выполнение вариантов контрольной работы по теме
«Европейский Север», предлагаемой в Тетради-экзаменаторе,
с. 30–33.
Оценивать положительные и отрицательные стороны
географического положения Европейского Северо-Запада.
Устанавливать характер воздействия географического
положения на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

§29

35

Особенности природы
Европейского СевероЗапада

Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических карт для установления
природных различий западной и восточной частей
Европейского Севера.
Устанавливать причинно-следственные связи на основе
анализа карт: между особенностями строения земной коры и
составом минеральных ресурсов, между особенностями
строения земной коры и рельефом, между климатом и
обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и
природной зональностью, между особенностями природной
зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.
Составлять простой и сложный план воспроизведения
материала.
Составлять описания и характеристики особенностей
природы на основе анализа карт, схем, диаграмм.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и
подготавливать сообщения (презентации) о природе и
природно-ресурсной базе района

§30 работа
в
контурной
карте

36

Население и хозяйство
Европейского СевероЗапада

Проводить сопоставительный анализ тематических физикогеографических карт и карт населения, устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности размещения
населения, городов и объектов хозяйственной деятельности.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные
параметры населения, формулировать выводы. Составлять
описания и характеристики населения на основе анализа
разных источников информации, в том числе карт.
Решать практические и познавательные задачи, используя
различные показатели, характеризующие население.
Проводить сопоставительный анализ
различных по содержанию физико- географических и
социально-экономических тематических карт, устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности развития
хозяйства и размещения хозяйственных объектов.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
хозяйства и его структуру, формулировать выводы.
Составлять таблицы, диаграммы, графики, описания,
характеристики, отражающие особенности хозяйства,
на основе анализа разных источников информации, в том
числе карт.
Определять район и его подрайоны по краткому описанию
характерных черт природы, населения и хозяйства.
Анализировать взаимодействие
природы и человека на примере отдельных территорий.

Тема 3. Центральная Россия (4ч)

§31,32твор
ч. работа
«перспекти
вы портов
на
Балтике»

37

Обобщение по теме
«Европейский СевероЗапад» Географическое
положение Центральной
России

38

Особенности природы
Центральной России

39

Население Центральной
России

Выполнение вариантов контрольной работы по теме
«Европейский Северо-Запад», предлагаемой в
Тетради-экзаменаторе, с. 34–37.
Оценивать положительные и отрицательные стороны
географического положения Центральной России.
Устанавливать характер воздействия географического
положения на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства
Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических карт для установления
природных различий северной, южной и восточной частей
Центральной России.
Устанавливать причинно-следственные связи на основе
анализа карт: между особенностями строения земной коры и
составом минеральных ресурсов, между особенностями
строения земной коры и рельефом, между климатом и
обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и
природной зональностью, между особенностями природной
зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.
Составлять простой и сложный план воспроизведения
материала.
Составлять описания и характеристики особенностей
природы на основе анализа карт, схем, диаграмм.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и
подготавливать сообщения (презентации) о природе и
природно-ресурсной базе Центральной России
Проводить сопоставительный анализ тематических физикогеографических карт и карт населения, устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности размещения
населения, городов и объектов хозяйственной деятельности.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
населения, формулировать выводы.
Составлять описания и характеристики населения на основе
анализа разных источников информации, в том числе карт.
Решать практические и познавательные задачи, используя
различные показатели, характеризующие население

§33 работа
в
контурной
карте

§34 стр.
121
вопросы

§35 проект
«Народные
промыслы
центр.
России»

40

Хозяйство Центральной
России

Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических и социальноэкономических тематических карт,
устанавливать причинно-следственные связи и закономерности
развития хозяйства и размещения хозяйственных объектов.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные
параметры хозяйства и его структуру, формулировать выводы.
Составлять таблицы, диаграммы, графики, описания,
характеристики, отражающие особенности хозяйства, на
основе анализа разных источников информации, в том числе
карт. Определять район и его подрайоны
по краткому описанию характерных черт природы, населения и
хозяйства.
Определять черты сходства и различия в особенностях
природы, населения, хозяйства отдельных территорий.
Анализировать взаимодействие
природы и человека на примере отдельных территорий.
Решать практические и познавательные задачи, работать с
системой вопросов и заданий, контурными картами

§36 стр.
127
вопросы

Тема 4. Европейский Юг (4ч)
41

Обобщение по теме
«Центральная Россия».
Географическое
положение Европейского
Юга

Выполнение вариантов контрольной работы по теме
«Центральная Россия», предлагаемой в Тетради-экзаменаторе,
с. 38–43.
Оценивать положительные и отрицательные стороны
географического положения Европейского Юга.
Устанавливать характер воздействия географического
положения на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

§37

42

Особенности природы
Европейского Юга

43

Население Европейского
Юга

Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию Физико-географических карт для
установления природных различий северной и южной частей
Европейского Юга. Устанавливать причинно-следственные
связи на основе анализа карт: между особенностями строения
земной коры и составом минеральных ресурсов,
между особенностями строения земной коры и рельефом,
между климатом и обеспеченностью водными ресурсами,
между климатом и природной зональностью, между
особенностями природной зональности и обеспеченностью
биологическими ресурсами.
Составлять простой и сложный план воспроизведения
материала.
Составлять описания и характеристики особенностей
природы на основе анализа карт, схем, диаграмм.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и
подготавливать сообщения (презентации) о природе и
природно-ресурсной базе Европейского Юга
Проводить сопоставительный анализ тематических физикогеографических карт и карт населения,
устанавливать причинно-следственные связи и
закономерности размещения населения, городов и
объектов хозяйственной деятельности.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные
параметры населения, формулировать выводы.
Составлять описания и характеристики населения на основе
анализа разных источников информации, в том числе карт.
Решать практические и познавательные задачи, используя
различные показатели, характеризующие население

§38 стр.
133
исследован
ия

§39
презентаци
я
этническая
культура
Северного
Кавказа

44

Хозяйство Европейского Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических и социальноЮга

§40
сообщение
экономических тематических карт, устанавливать причиннорекреацион
следственные связи и закономерности развития хозяйства и
размещения хозяйственных объектов. Анализировать схемы и ные
статистические материалы, отражающие
ресурсы
качественные и количественные параметры хозяйства и его
Кавказа
структуру, формулировать выводы.
Составлять описания, характеристики, таблицы, диаграммы,
графики, отражающие особенности хозяйства, на основе
анализа разных источников информации, в том числе карт.
Определять район и его подрайоны по краткому описанию
характерных черт природы, населения и хозяйства.
Определять черты сходства и различия в особенностях
природы, населения, хозяйства отдельных территорий.
Анализировать взаимодействие природы и человека на
примере отдельных территорий.
Решать практические и познавательные задачи, работать с
системой вопросов и заданий, контурными картами

Тема 5. Поволжье (4ч)
45

Обобщение по теме
«Европейский Юг».
Географическое
положение Поволжья

Выполнение вариантов контроль ной работы по теме
«Европейский Юг», предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с.
44–47.
Оценивать положительные и отрицательные стороны
географического положения Поволжья.
Устанавливать характер воздействия географического
положения на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

§41стр.141
вопросы

46

Особенности природы
Поволжья

47

Население Поволжья

Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических карт для установления
природных различий северной и южной, западной и восточной
частей Поволжья.
Устанавливать причинно-следственные связи на основе
анализа карт: между особенностями строения земной коры и
составом минеральных ресурсов, между особенностями
строения земной коры и рельефом, между климатом и
обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и
природной зональностью, между особенностями природной
зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.
Составлять простой и сложный план воспроизведения
материала.
Составлять описания и характеристики особенностей
природы на основе анализа карт, схем, диаграмм.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и
подготавливать сообщения (презентации) о природе и
природно-ресурсной базе Поволжья
Проводить сопоставительный анализ тематических физикогеографических карт и карт населения, устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности размещения
населения, городов и объектов хозяйственной деятельности.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
населения, формулировать выводы.
Составлять описания и характеристики населения на основе
анализа разных источников информации,
в том числе карт.
Решать практические, познавательные задачи, используя
показатели, характеризующие население

§42 стр.
145
исследован
ия

§43

48

Хозяйство Поволжья

Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических и социальноэкономических тематических карт, устанавливать причинноследственные связи и закономерности развития хозяйства и
размещения хозяйственных объектов.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
хозяйства и его структуру, формулировать выводы.
Составлять таблицы, диаграммы, графики, описания,
характеристики, отражающие особенности хозяйства,
на основе анализа разных источников информации, в том
числе карт.
Определять район и подрайоны по краткому описанию
главных черт природы, населения и хозяйства.
Определять черты сходства и различия черт природы,
населения, хозяйства отдельных территорий.
Анализировать взаимодействие природы и человека на
примере отдельных территорий.
Решать практические и познавательные задачи, работать с
системой вопросов и заданий, контурными картами

§44 стр.151
вопросы
работа в
контурной
карте

Тема 6. Урал (5ч)
49

Обобщение по теме
«Поволжье».
Географическое
положение Урала

Выполнение вариантов контрольной работы по теме
«Поволжье», предлагаемой в Тетради-экзаменаторе,
с. 48–53.
Оценивать положительные и отрицательные стороны
географического положения Урала.
Устанавливать характер воздействия географического
положения на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства

§45

50

Особенности природы
Урала

51

Население Урала

Проводить сопоставление различных по содержанию физикогеографических карт для установления изменения природных
условий Уральского района по направлениям с севера на
юг, с запада на восток, от подножий гор к их вершинам.
Устанавливать на основе анализа карт причинноследственные связи: между особенностями строения земной
коры и составом минеральных ресурсов, между особенностями
строения земной коры и рельефом, между климатом и
обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и
природной зональностью, между особенностями природной
зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.
Составлять простой и сложный план воспроизведения
материала.
Составлять описания и характеристики особенностей
природы на основе анализа карт, схем, диаграмм.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и
подготавливать сообщения (презентации) о природе и
природно-ресурсной базе Урала
Проводить сопоставление тематических физикогеографических карт и карт населения, устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности размещения
населения, городов и объектов хозяйственной деятельности.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
населения, формулировать выводы.
Составлять описания и характеристики населения на основе
анализа разных источников информации, в том числе карт.
Решать практические и познавательные задачи, используя
различные показатели, характеризующие население

§46 стр.157
вопросы

§47

52

Хозяйство Урала

53

Контрольная работа № 2
по теме «Районы
европейской части
России»

Проводить сопоставление различных по содержанию физикогеографических и социально-экономических тематических
карт, устанавливать причинно-следственные связи и
закономерности развития хозяйства и размещения
хозяйственных объектов.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные пара
метры хозяйства и его структуру, формулировать выводы.
Составлять таблицы, диаграммы, графики, характеристики и
описания, отражающие особенности хозяйства, на основе
анализа разных источников информации, в том числе карт.
Определять район и его подрайоны по краткому описанию
(характеристике) характерных черт природы, населения и
хозяйства.

§48 работа
в
контурной
карте

Повторить
§25-48

Тема 7. Западная и Восточная Сибирь (8ч)
54 55

Обобщение по теме
«Урал». Географическое
положение Западной и
Восточной Сибири.
Практическая работа
№9 «Сравнение
географического
положения Западной и
Восточной Сибири и его
влияние на природу,
жизнь людей и
хозяйство»

Выполнение вариантов контрольной работы по теме
«Поволжье», предлагаемой в Тетради-экзаменаторе,
с. 54–59.
Давать сравнительную оценку положительных и
отрицательных сторон географического положения Западной и
Восточной Сибири.
Составлять на основе анализа карт
сравнительную характеристику географического положения
сибирских районов.
Устанавливать характер воздействия географического
положения на природу, жизнь людей и хозяйство сибирских
районов

§49,53

56 57

Особенности природы
Западной и Восточной
Сибири

58

Население Западной и
Восточной Сибири

Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических карт для установления
природных различий северной и южной частей Западной
Сибири.
Проводить сопоставление различных по содержанию физикогеографических карт с целью установить отличительные
особенности природы Восточной Сибири, обусловленные
изменением природных условий России по направлению с
запада на восток.
Устанавливать причинно-следственные связи на основе
анализа карт: между особенностями строения земной коры и
составом минеральных ресурсов, между особенностями
строения земной коры и рельефом, между климатом и
обеспеченностью водными ресурсами, между климатом и
природной зональностью, между особенностями природной
зональности и обеспеченностью биологическими ресурсами.
Составлять простой и сложный план воспроизведения
материала.
Составлять описания и характеристики особенностей
природы на основе анализа карт, схем, диаграмм.
Проводить сопоставление тематических физикогеографических карт и карт населения, устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности размещения
населения, городов и объектов хозяйственной деятельности.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
населения, формулировать выводы.
Составлять описания и характеристики населения на основе
анализа разных источников информации, в том числе карт.
Решать практические и познавательные задачи, используя
различные показатели, характеризующие население

§50,54

§51,55

59

Особенности хозяйства
Западной Сибири

60

Особенности хозяйства
Восточной Сибири

Проводить сопоставление различных по содержанию физикогеографических и социально-экономических тематических
карт, устанавливать причинно-следственные связи и
закономерности развития хозяйства и размещения
хозяйственных объектов.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
хозяйства и его структуру, формулировать выводы.
Составлять таблицы, диаграммы, графики, характеристики и
описания, отражающие особенности хозяйства, на основе
анализа разных источников информации, в том числе карт.
Определять район и его подрайоны по краткому описанию
(характеристике) характерных черт природы, населения и
хозяйства.
Выявлять черты сходства и различия в особенностях
природы, населения, хозяйства отдельных территорий.
Анализировать взаимодействие природы и человека на
примере отдельных территорий.
Решать практические и познавательные задачи, работать с
системой вопросов и заданий, контурными картами
Проводить сопоставление различных по содержанию физикогеографических и социально-экономических тематических
карт, устанавливать причинно-следственные связи и
закономерности развития хозяйства и размещения
хозяйственных объектов.
Сравнивать отраслевой состав промышленности ВосточноСибирского и Западно-Сибирского районов, устанавливать
главные факторы размещения промышленных предприятий
Восточной Сибири.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные параметры
хозяйства района и его структуру, формулировать выводы.
Составлять описания, таблицы, графики, отражающие
специфику хозяйства района, на основе анализа
разных источников информации, в том числе карт.
Определять черты сходства и различия в особенностях
природы, населения, хозяйства отдельных территорий района.
Решать практические и познавательные задачи, работать с
системой вопросов и заданий, контурными картами

§52

§ 56

61

Обобщение по теме
«Западная и Восточная
Сибирь»

Подготовленное обсуждение проблемы «Нужно ли строить
предприятия обрабатывающей промышленности в северных и
восточных районах страны?», предлагаемой в рубрике
«Вопросы для обсуждения», Учебник, с. 200;

повторить§
49-56

Тема 8. Дальний Восток (4ч)
62

Географическое положение и
особенности природы Дальнего
Востока
Практическая работа №10
«Анализ
взаимодействия
природы и человека»

Оценивать положительные и отрицательные стороны
географического положения Дальнего Востока.
Устанавливать характер воздействия
географического положения на природу, жизнь людей
и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для
развития хозяйства.
Проводить сопоставительный анализ различных по
содержанию физико-географических карт для
установления изменения природных условий по
направлениям с севера на юг и с запада на восток.
Устанавливать на основе анализа карт причинноследственные связи: между особенностями строения
земной коры и составом минеральных ресурсов, между
особенностями строения земной коры и рельефом,
между климатом и обеспеченностью
водными ресурсами, между климатом и природной
зональностью, между особенностями природной
зональности и обеспеченностью биологическими
ресурсами.
Составлять описания и характеристики особенностей
природы на основе анализа карт, схем, диаграмм.
Находить информацию (в Интернете и других
источниках) и подготавливать сообщения
(презентации) о природе и природно-ресурсной базе
Дальнего Востока

§57,58
стр.289
вопросы

63

Население Дальнего Востока

64

Хозяйство Дальнего Востока

Проводить сопоставление тематических физикогеографических карт и карт населения, устанавливать
причинно-следственные связи и закономерности
размещения населения, городов и объектов
хозяйственной деятельности.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные
параметры населения, формулировать выводы.
Составлять описания и характеристики населения на
основе анализа разных источников информации, в
том числе карт.
Решать практические и познавательные задачи,
используя различные показатели, характеризующие
население
Проводить сопоставление различных по содержанию
физико-географических и социально-экономических
тематических карт, устанавливать причинноследственные связи и закономерности развития
хозяйства и размещения хозяйственных объектов.
Анализировать схемы и статистические материалы,
отражающие качественные и количественные пара
метры хозяйства и его структуру, формулировать
выводы.
Составлять таблицы, диаграммы, графики,
характеристики и описания, отражающие особенности
хозяйства, на основе анализа разных источников
информации, в том числе карт.
Определять район и его подрайоны по краткому
описанию (характеристике) характерных черт
природы, населения и хозяйства.
Определять черты сходства и различия в
особенностях природы, населения, хозяйства
отдельных территорий.
Анализировать взаимодействие природы и человека
на примере отдельных территорий.
Решать практические и познавательные задачи,
работать с системой вопросов и заданий, контурными
картами

§59 стр.195
вопросы

§60 стр.199
исследован
ия

65

Контрольная работа № 3 по
курсу
« Россия: природа,
население, хозяйство»

Стр. 188200
вопросы

Раздел III. Россия в мире (1ч)
66

Россия в системе мировых Оценивать по статистическим данным и картам место
и роль России в международном разделении труда
транспортных коридоров
в отдельных сферах хозяйства.
Определять территориальную структуру внешней
торговли России

67

резерв

68

резерв

§61,62


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».