МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 14
(МКОУ ООШ № 14)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МКОУ ООШ №14
Л.В. Гавриловой
№ 18 от 17.01.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1057978)
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
для обучающихся 1 – 4 классов
Тавда 2024
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных
культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования:
-личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
-метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
-предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета
опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов
научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9)
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
2
•
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
•
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
•
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
•
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
•
способность к оценке своей учебной деятельности;
•
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
•
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
•
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
•
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
•
установка на здоровый образ жизни;
•
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
•
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной
художественной
культурой.
Выпускник
получит
возможность
для
формирования:
•
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
•
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
•
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
•
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
•
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
•
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
•
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
3
•
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни;
•
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования должны отражать:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3)
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических
задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9)
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10)
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13)
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14)
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
4
15)
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)
умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в
системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
принимать и сохранять учебную задачу;
•
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
•
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
•
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
•
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
•
различать способ и результат действия;
•
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода
и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
языках.
Выпускник получит возможность научиться:
•
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
•
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
•
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
5
•
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о
себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
•
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•
строить сообщения в устной и письменной форме;
•
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
•
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
•
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
•
осуществлять синтез как составление целого из частей;
•
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
•
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
•
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
•
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
•
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
•
устанавливать аналогии;
•
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
•
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
и сети Интернет;
•
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
•
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
•
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
•
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
•
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая
и восполняя недостающие компоненты;
•
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
•
строить
логическое
рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
•
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
6
•
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
•
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
•
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
•
задавать вопросы;
•
контролировать действия партнера;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
•
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
•
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
•
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
•
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
•
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» (модуль «Основы светской этики»)
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя
конкретные учебные предметы, должны отражать:
«Основы религиозных культур и светской этики»:
1)
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2)
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3)
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4)
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
7
5)
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
6)
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России;
7)
осознание ценности человеческой жизни.
Общие планируемые результаты
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности,
семьи, общества; поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России, общепринятых в
российском обществе нравственных нормах и ценностях;
осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к нравственному
совершенствованию и духовному развитию;
развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов России
(православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре, истории и современности,
становлении российской государственности, российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в
Российской Федерации;
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
Основы светской этики
Выпускник научится:
раскрывать содержание основных составляющих российской светской (гражданской)
этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и свободах человека и
гражданина в Российской Федерации (отношение к природе, историческому и культурному
наследию народов России, государству, отношения детей и родителей, гражданские и
народные праздники, трудовая мораль, этикет и др.);
на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей,
идеалов в жизни людей, общества;
излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и
общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным
темам.
Выпускник получит возможность научиться:
развивать
нравственную
рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в
российском обществе норм светской (гражданской) этики;
устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и
поведением людей, общественными явлениями;
выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
8
акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения при
изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
2.Содержание программы
Россия - наша Родина.
Культура и мораль.
Этика и ее значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства.
Что значит быть нравственным в наше время.
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе.
Нормы морали.
Этикет.
Образование как нравственная норма.
Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
9
10
4 класс
№
п\п
Тема урока
Содержание
1
Россия - многонациональная
держава.
Россия - наша Родина. Любовь и уважение к Отечеству.
2
Древняя Русь
Россия - наша Родина.
3
Народы Поволжья.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
4
Народы Северного Кавказа.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
5
Народы Сибири
Образцы нравственности в культурах разных народов.
6
Русский язык- государственный
язык.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
7
Культура каждого народа.
Образцы нравственности в культурах разных народов. Идеалы
нравственности.
8
Традиционные религии народов
Отношение к людям различных вероисповеданий.
9
Народные праздники.
Обычаи различных религий. Традиции различных религий.
10
Праздники народов России.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Методы нравственного
самосовершенствования
11
Обычаи и обряды русского народа. Образцы нравственности в культурах разных народов. Россия наша Родина.
12
Что помогает людям жить в мире и Добро и зло как основные этические понятия.
согласии.
13
Добро и зло.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
14
Вежливость.
Нормы морали. Культура и мораль. Методика создания морального кодекса
в школе.
15
Дружба и порядочность.
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
16
Честность и искренность.
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
17
Гордыня и гордость.
Образцы нравственности в культуре Отечества.
18
Терпение и труд.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
Образование как нравственная норма.
19
Чему учит этика.
Этика и ее значение в жизни человека. Этикет.
20
Любовь к Родине- высшее
нравственное
Любовь и уважение к Отечеству.
21
Семья.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм многонационального и
22
Семейные традиции.
Какими бывают ценности? Семейные ценности. Семейные праздники как
одна из форм исторической
23
Почитай родителей.
Семья, семейные ценности. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
24
Сердце матери.
Образцы нравственности в культуре Отечества. Любовь и уважение к
Отечеству.
12
25
Труд на благо Родины.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд.
26
Правила твоей жизни.
Государство и мораль гражданина. Что значит быть нравственным в наше
время?
27
Защитники Отечества.
28
Праздничные дни России.
Россия - наша Родина. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Родные и близкие - защитники Отечества.
Россия - наша Родина. Праздники в вашей семье.
29
Человек и природа. Любовь к
природе.
Любовь и уважение к Отечеству.
30
Делать добро.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
31
Совесть-наших дел свидетель и
судья.
Что такое трудовая мораль. Зачем человек трудиться.
32
Как правильно вести себя.
Этика и ее значение в жизни человека. Этикет. Что такое светская культура,
мораль, этика.
33
Виды этикета.
Этика и ее значение в жизни человека. Этикет.
34
Презентация творческих проектов. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
13