акварелька

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….…………3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………………………7
1.3. Учебный план……………………………………………………………………………………7
1.4. Содержание программы………………………………………………………………………..10
1.5. Планируемый результат……………………………………………………………….………16
2.

Раздел 2. «Комплекс организационно – методических условий»

2.1. Условия реализации программы………………………………………………………………17
2.2. Формы аттестации……………………………………………………………… ..……………18
2.3. Оценочные материалы……………………………………………………….……..………….18
2.4. Список литературы……………………………………………………………………….……19

2

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Акварелька» (далее «Программа»), разработана в соответствии: с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Концепцией развития
дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от
04.09.2014 г. № 1726-р); СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»; Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242; Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка
организации

и

осуществления

общеобразовательным

образовательной

программам»;

Уставом

деятельности

по

дополнительным

МАОУ ООШ № 14, Положением о

предоставлении дополнительного образования обучающимся, приказ №155 от 01.09.2020г.
Направленность программы. художественная.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования,
аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте
природы и человеческих чувств.
Актуальность программы. Программа дает возможность каждому ребѐнку реально открыть
для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои
творческие способности, благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления.
Педагогическая

целесообразность

программы

объясняется

формированием

высокого

интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение,
сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа
направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в
этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами
изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и
творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
3

усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются
творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:


занятия в свободное время;



обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители,

педагоги);


обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и

сочетания различных направлений и форм занятия;


допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Адресат программы: обучающиеся младшего школьного возраста 7-11 лет, в том числе
дети с ОВЗ.
У

ребенка

данной

возрастной

группы

развивается

познавательное отношение

к

действительности. Происходит первоначальное складывание характера. Память приобретает
ярко выраженный произвольный характер. Идёт интенсивное формирование приёмов
запоминания. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному
произвольному наблюдению. Формируется способность сосредотачивать внимание на мало
интересных вещах. Это способствует развитию воли. Мышление начинает приобретать
абстрактный и обобщенный характер.
Уровень программы: «Стартовый» - обучающемуся предлагается знакомство с основными
представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и
концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем
сложности, необходимым для освоения содержания программы.
Срок реализации программы –1 год.
Число детей, одновременно находящихся в группе: 10 -12 человек.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Объём и срок освоения программы
-

общее количество

учебных

часов, необходимых для

освоения программы: 35

часов;
-

продолжительность части образовательной

программы

(года

обучения)

учебному плану в часах: 35 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы:
Количество недель

Количество месяцев

Количество лет

35

9

1

4

по

Формы обучения:
-

фронтальная (одновременная работа со всеми обучающимися);

-

групповая (организация работы в группах);

-

индивидуальная (индивидуальное выполнение творческих работ, заданий);

-

коллективная (организация выставок, мероприятий воспитательного характера).

Виды занятий:
-

беседа – разнообразная и сильная мотивация для обучающихся, формирующая у них

устойчивый интерес к обучению. Беседа активизирует творческое воображение детей,
развивает речь и память, учит грамотно выражать свои мысли;
-

практическое занятие - направлено на углубление теоретических знаний и овладение

определенными методами самостоятельной работы, формирует практические умения;
-

выставка - публичная демонстрация творческих работ;

-

экскурсия - дает возможность в естественной обстановке пополнить знания.

Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, выставка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: обучение детей основам изобразительной деятельности, развитие их индивидуальных
художественно-творческих способностей, воспитание основ художественной культуры.
Задачи:
Образовательные:


знакомство с жанрами изобразительного искусства;



знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной

деятельности;


овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;



приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного

центра.
Развивающие:


развитие

у

детей

чувственно-эмоциональных

проявлений:

памяти,

фантазии,

воображения, колористического видения;


развитие внимания;



улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.

Воспитательные:


развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;



формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным

творчеством;
5



воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия, аккуратности;



развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих самостоятельную

деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения,
разрешать конфликтные ситуации).
1.3. Учебный план
Учебно-тематический план
№
п

Количество часов

Наименование

Формы

разделов

Всего

и тем

часов

1.

Введение в программу.

1

1

-

Собеседование.

2.

Графический

1

0,5

0,5

Просмотр

/п

тест

Теори
я

Практик

контроля

а

«Рисую, как умею»

работ.

Техника рисования.

3.

аттестации/

6

2

4

Просмотр
работ.

4.

Цветоведение.

4

1

3

Собеседование.

5.

Форма и цвет предмета.

5

0,5

4,5

Собеседование.

6.

Натюрморт.

4

0,5

3,5

Просмотр

Азы

композиции.
Итоговое занятие.

7.

работ.
1

0

1

Опрос,
выставка работ.

Нетрадиционные

8.

2

0,5

1,5

Собеседование.

техники рисования.
9.

Жанры живописи.

2

0,5

1,5

Собеседование.

1

Техника акварели.

2

0,5

1,5

Просмотр
работ.

0.
1

Техника гуаши.

2

0,5

1,5

Просмотр
работ.

1.
1

Пейзаж.

3

0,5

2,5

Просмотр
работ.

2.
1

Экскурсии. Пленэр.

1

0,5

0,5

Собеседование.

1

Итоговое занятие.

1

0

1

Выставка.

35

8,5

26,5

3.

4.
Итого:

6

1.4. Содержание программы
1.

Введение в программу.

Теория. Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности работы с
красками и режущими инструментами.
2.

Графический тест «Рисую, как умею».

Теория. Графический тест «Рисую, как умею».
Практика. Графический тест «Рисую, как умею».
3.

Техника рисования.

Теория. С чего нужно начинать учиться рисовать. Как правильно создать рисунок.
Композиция листа. Как передать объем предмета. Светотень. Как сделать тоновые переходы в
цветном рисунке. Рисование с натуры.
Практика. С чего нужно начинать учиться рисовать. Как правильно создать рисунок.
Композиция листа. Как передать объем предмета. Светотень. Как сделать тоновые переходы в
цветном рисунке. Рисование с натуры.
4.

Цветоведение.

Теория. Цветовые оттенки основных цветов. Контрастные цвета Холодные и теплые цвета.
Ассоциации цвета. Цветовой круг.
Практика. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов. Контрастные цвета Холодные
и теплые цвета. Ассоциации цвета. Цветовой круг.
5.

Форма и цвет предмета.

Теория. Форма изображаемого предмета. «Золотое сечение». Предметы, вписанные в
квадрат, треугольник и окружность. Локальный цвет. Рефлексы. Оттенки серого.
Практика. Форма изображаемого предмета. «Золотое сечение». Предметы, вписанные в
квадрат, треугольник и окружность. Локальный цвет. Рефлексы. Оттенки серого.
6.

Натюрморт. Азы композиции.

Теория. Композиция листа. Композиция из геометрических тел. Плановость в натюрморте.
Равновесие в композиции. Ритм в композиции. Стилизованный натюрморт.
Практика. Композиция листа. Композиция из геометрических тел. Плановость в
натюрморте. Равновесие в композиции. Ритм в композиции. Стилизованный натюрморт.
7.

Итоговое занятие.

Теория. Промежуточная проверка и закрепление знаний.
Практика. Промежуточная проверка и закрепление знаний.
8.

Нетрадиционные техники рисования.

Теория. Нетрадиционное рисование и его выразительные средства. Пальчиковая живопись.
Монотипия. Граттаж. Пуантилизм. Кляксография. Штампинг.
7

Практика. Нетрадиционное рисование и его выразительные средства. Пальчиковая
живопись. Монотипия. Граттаж. Пуантилизм. Кляксография. Штампинг.
9.

Жанры живописи.

Теория. Жанры живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт. Бытовой и исторический жанры в
живописи.
Практика. Жанры живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт. Бытовой и исторический жанры
в живописи.
10. Техника акварели.
Теория. Акварель. Техника «Алла прима» в акварели. Техника по сырому. Техника соли.
Техника градуированной размывки. Техника губкой. Техника брызг. Техника процарапывания.
Техника воска и восковых мелков.
Практика. Акварель. Техника «Алла прима» в акварели. Техника по сырому. Техника соли.
Техника градуированной размывки. Техника губкой. Техника брызг. Техника процарапывания.
Техника воска и восковых мелков.
11. Техника гуаши.
Теория. Гуашь и её свойства. Работа с материалом и инструментами. Форэскиз и набросок.
Подмалёвок. Техника «Алла прима» в гуаши. Лессировка. Техника нанесения мазков.
Пастозная техника. Сграфитто. Смешанная техника.
Практика. Гуашь и её свойства. Работа с материалом и инструментами. Форэскиз и
набросок. Подмалёвок. Техника «Алла прима» в гуаши. Лессировка. Техника нанесения мазков.
Пастозная техника. Сграфитто. Смешанная техника.
12. Пейзаж.
Теория. Пейзаж. Линия горизонта в пейзажной живописи. Воздушная перспектива. Пейзаж
настроения. Стили пейзажной живописи. Природный пейзаж. Морина – морской пейзаж.
Городской пейзаж. Сельский пейзаж.
Практика. Пейзаж. Линия горизонта в пейзажной живописи. Воздушная перспектива.
Пейзаж настроения. Стили пейзажной живописи. Природный пейзаж. Морина – морской
пейзаж. Городской пейзаж. Сельский пейзаж.
13. Экскурсии. Пленер.
Теория. Пленэр и принадлежности для работы на воздухе. Правила перспективного
построения. Зарисовка природных форм. Фотосессия на пленэре. Микропейзаж. Зарисовка
пейзажа.
Практика. Пленэр и принадлежности для работы на воздухе. Правила перспективного
построения. Зарисовка природных форм. Фотосессия на пленэре. Микропейзаж. Зарисовка
пейзажа.
8

14. Итоговое занятие.
Теория. Итоговая проверка и закрепление знаний.
Практика.Выставка.
1.5. Планируемые результаты.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:


основные тона рисунка;



тональные переходы;



понятие симметрии;



контрасты форм;



свойства графических материалов;



основы линейной и воздушной перспективы (дальше, ближе).

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:


правильно накладывать штриховку, получая нужные тона;



правильно использовать графические материалы в соответствии со своим замыслом;



правильно оценивать свою работу, находить ее достоинства и недостатки;



работать самостоятельно.
У обучающихся будут сформированы следующие личностные качества:



учебно-познавательный интерес к рисунку;



мотивационная основа для осуществления собственной художественно-творческой

деятельности;


основы

социально

ценных

нравственных

качеств:

трудолюбие,

аккуратность,

добросовестное отношение к делу, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию, бережное отношение к окружающему предметному миру, искусству.

9

Раздел 2. «Комплекс организационно – методических условий»
2.1. Условия реализации программы.
В соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 занятия проводятся в чистом,
проветриваемом и хорошо освещенном помещении, где находится (на группу из 12 человек)
следующее:


столы;



стулья;



мольберты;



доска;



учебные пособия;



объяснительно-иллюстративный материал;



репродукции картин, в учебных пособиях;



натюрмортный фонд: гипсовые предметы (геометрические фигуры – шар, цилиндр, куб,

конус, части лица, голова); предметы быта: стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки,
вазы, другая посуда); деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки);
металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли); керамические (горшки,
чайники, чашки, вазы, бутылки); природные элементы: букеты из сухоцветов, искусственные
цветы, гербарий; драпировки.
Художественные материалы:


карандаши;



канцелярский нож;



гуашь;



акварель;



кисти;



бумага;



сангина, уголь;



витражные краски;



клей.

Кадровое

обеспечение:

Шалковская

Наталья

Сергеевна,

педагог

дополнительного

образования первой квалификационной категории; имеющий высшее образование УрГПУ,
учитель начальных классов.
Информационное обеспечение - интернет источники, фотоматериалы (фотографии работ
детей);

10

2.2. Форма аттестации.
Реализация программы не предполагает проведение аттестации. Предусмотрены следующие
формы контроля:
2.3. Оценочные материалы. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется
нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.
Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие у учеников 7–16
лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным
мышлением.
Следовательно, обучаемые способны полностью усвоить материал при осуществлении
практической деятельности с применением предметной (натюрмортный фонд, практические
упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь
педагога)

наглядности.

Естественно,

что достижение поставленной цели

в

учебно-

воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в
обучении. При строгом соблюдении логики ученики постепенно овладевают знаниями,
умениями и навыками, не теряя интереса к предмету.
Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все
же с учетом возможности его изменения. Педагог делает отбор и определяет место изучения
того или иного материала на протяжении всего периода обучения. Большое внимание также
уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории
с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

11

2.4. Список литературы для учащихся:
1. Алексеев С.С. «О цвете и красках» М.1973 г.
2. Паррамон М. Как рисовать цветными карандашами. – М.; Арт – родник, 2001. – 108 с.
илл.
3. Шматова О.В. Самоучитель по рисованию акварелью. – М.: Эксмо, 2007. – 80 с.: ил.
4. Дейнека А.А. «Учитесь рисовать» М. 1965 г.
Список литературы для педагога:
1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации»
2.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
3.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О

примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
4.

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного

образования детей. Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484\К
5.

Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности – Москва, 1991.

6. Алехин А.Д. «Изобразительное искусство: Художник, педагог, школа «М. «Просвещение»,
м.1984 г.
7. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учеб. Пособие – М.: Гуманитар. Изд. Центр «Владос»,
2008. – 301с. : ил. – (Изобразительное искусство)

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».