мир

Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальный орган Управление образованием – Управление образованием
Тавдинского городского округа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
ОКПО 54138522, ОГРН 1026601903569, ИНН/ КПП 6634007504/667601001
623957 Свердловская область г. Тавда, ул. Транспортная, д.2,
email:shkola14tavda@mail.ru, тел. 5-35-62

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14

Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14
Дата: 2025.02.07 14:51:15 +05'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Мир информатики»
Возраст обучающихся: 10 – 12 лет
Срок реализации 1 год

Автор – составитель:
Вдовин Евгений Игоревич

2024г.
г. Тавда

2

Содержание
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы……

2

1.1 Пояснительная записка ............................................................................. 2
1.2 Цель и задачи программы ......................................................................... 4
1.3 Планируемые результаты .......................................................................... 5
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий» 8
2.1 Учебный план.............................................................................................8
2.2 Календарный учебный график ................................................................. 9
2.3 Рабочие программы ................................................................................... 9
2.4 Методические материалы ........................................................................ 12
Раздел №3. «Комплекс форм аттестации» ............................................... 14
3.1 Формы аттестации .................................................................................... 14
3.2 Оценочные материалы .............................................................................. 15
3.3 Список использованной литературы ....................................................... 16

3

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1 Пояснительная записка.
•

Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» (далее – ФЗ);
•

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
•

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение

Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября

2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
•

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017

г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
•

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от

05.05.2018

№

298

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых»;
•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №

196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»

(далее

–

Порядок);
•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020

года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196«;
•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
•

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
4

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
•

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических

рекомендациях»

(вместе

с

«Методическими

образовательной

деятельности

с

рекомендациями

использованием

сетевых

по

организации

форм

реализации

образовательных программ».
•

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении

методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»);
•

Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир информатики» - технической направленности, рассчитана на 1 год,
носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По типу – модифицированная, так как составлена на основе
авторской программы А.В. Горячева «Информатика и ИКТ» .
Уровень освоения – стартовый.
Актуальность
общественного

данной

развития

программы:

современный

характеризуется новыми

период

требованиями

к

общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования
не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на
развитие

его

личности,

его

познавательных

и

созидательных

способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации
современного общества особую значимость приобретает подготовка
подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно
в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов
5

деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование
объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача
информации; управление объектами и процессами.
Отличительные особенности программы:
В курсе «Информатика» наиболее целесообразно сконцентрировать
основное внимание на развитии логического и алгоритмического
мышления школьников и на освоении ими практики работы на
компьютере.
Занятия развития логического и алгоритмического мышления
обучающихся:
− не требуют обязательного наличия компьютеров,
− проводятся преимущественно учителем начальной школы
или учителем информатики, что создаёт предпосылки для
переноса освоенных

6

умственных действий на изучение других предметов, а в последующем
помогает реализации принципа преемственности и последовательности
изучения курса.
Логико-алгоритмический
логического,
предпосылок

компонент

алгоритмического
успешного

и

предназначен

системного

освоения

для

развития

мышления,

создания

учащимися

инвариантных

фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой,
которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и
программных средствах выходят на первое место в формировании научного
информационно-технологического потенциала общества.
Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики:
- развитие у школьников навыков решения задач с применением
таких

подходов

к

решению,

которые

наиболее

типичны

и

распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к
информатике:
−
построение

применение
выводов

формальной

путём

логики

применения

к

при

решении

известным

задач

–

утверждениям

логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций –
«если ... и ..., то ...»;
−

алгоритмический

подход

к

решению

задач

–

умение

планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели,
а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число
или утверждение, а описание последовательности действий;
−

системный подход – рассмотрение сложных объектов и

явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых
выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение
влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
−

объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла

объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с
общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и
7

действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет
по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
В реализации программы участвуют дети в возрасте 10-12 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию
применима как для обучающихся младшего, так и для среднего звена.
Новизна данной программы - ориентация на осуществление в
учебно-творческих коллективах дополнительного образования, набранных из
обучающихся начального и среднего звена.
Форма обучения: очная.
1.2.

Цель и задачи программы.
Цель данной программы - развитие логического, алгоритмического и

системного мышления, создание предпосылок успешного освоения
учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях,
связанных с информатикой.
Основные

учебно

–

воспитательные

задачи

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир информатики»:
Обучающие:
•

расширение

представления

обучающихся

о

возможностях

компьютера, областях его применения;
•

обучение навыкам самостоятельного использования компьютера

в качестве средства для решения практических задач;
•

углубление обучающихся в мире современных профессий.

Развивающие:
•

развитие у школьников навыков решения задач с применением

таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в
областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
•

применение формальной логики при решении задач – построение

выводов путем применения к известным утверждениям логических операций
«если, то», «и», «или», «не», и их комбинаций – «если… и ……, то…..»;
8

•

развитие алгоритмического подхода к решению задач – умение

планирования последовательности действий для достижения какой-либо
цели, а так же решения широкого класса задач, для которых ответом является
не число или утверждение, а описание последовательности действий;
•

развитие системного подхода – рассмотрение сложных объектов

и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых
выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение
влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
•

развитие объектно–ориентированного подхода – акцентирование

объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с
общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и
действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет
по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».
Воспитывающие:
•

формирование творческого подхода к поставленной задаче;

•

формирование установки на позитивную социальную

деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий,
нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
формирование и развитие дисциплинированности, добросовестного
отношения к занятиям.
1.3.

Планируемые результаты.
Характеристика ожидемых результатов .
В результате изучения данной программы обучающиеся должны

знать:
•

роль информации в деятельности человека;

•

источники информации (книги, пресса, радио и телевидение,

Интернет, устные сообщения);
•

виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая),

свойства информации;
9

•

овладеть правилами поведения в компьютерном классе и

элементарными действиями с компьютером (включение, выключение,
сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
•

понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;

•

познакомиться с названиями составных частей компьютера

(монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
•

познакомиться с основными аппаратными средствами создания и

обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь,
клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
•

научиться представлять информацию на экране компьютера с

помощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом
редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью
графического редактора;
•

узнать правила работы текстового редактора и освоить его

возможности;
•

узнать правила работы графического редактора и освоить его

возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
•

типы информации, воспринимаемой человеком с помощью

органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
•

способы работы с информацией, заключающиеся в передаче,

поиске, обработке, хранении;
•

понятия алгоритма, исполнителя;

•

назначение основных устройств компьютера (устройства

ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
•

этические правила и нормы, применяемые при работе с

информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Обучающиеся должны уметь:
•

ориентироваться в пространственных отношениях предметов;

10

•

выделять признак, по которому произведена классификация

предметов;
•

находить закономерность в ряду предметов или чисел и

продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
•

выявлять причинно-следственные связи и решать задачи,

связанные с анализом исходных данных;
•

решать логические задачи;

•

осуществлять поиск информации в словарях, справочниках,

энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать
«Справку» в различном ПО;
•

организовать одну и ту же информацию различными способами:

в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
•

выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из

пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить
простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не",
"найдется", "для всех";
•

исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных

исполнителей;
•

вводить текст, используя клавиатуру компьютера.

•

использовать информацию для построения умозаключений;

•

понимать и создавать самостоятельно точные и понятные

инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни;
•

работать с наглядно представленными на экране

информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
•

уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;

•

создавать и преобразовывать информацию, представленную в

виде текста и таблиц;
•

производить поиск по заданному условию;

11

•

готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной

теме.
Обучающиеся должны уметь использовать приобретенные знания
и умения в учебной деятельности и повседневной жизни:
•

готовить сообщения с использованием различных источников

информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
•

применять точную и понятную инструкцию при решении

учебных задач и в повседневной жизни;
•

придерживаться этических правил и норм, применяемых при

работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе
с компьютерами.
Раздел №2. «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1. Учебный план
Программа разработана для детей среднего школьного возраста с
учетом особенностей их развития. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Курс рассчитан на 68 часов (в том числе, теоретические занятия - 25,
практические занятия - 43).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
включает в себя 2 курса:
- «Информация вокруг нас»;

«Модель и
моделирование»

Количество
часов
Всего

«Информация
вокруг нас»

- «Модель и моделирование».

25

43

Теория

14

7

Практика

11

36

12

Календарный учебный график. Календарно учебный график

2.1.

Начало учебного года - 2 сентября 2024 года
Окончание учебного года - 26 мая 2025 года
Сроки и продолжительность учебного года по четвертям: I
четверть.
с 2 сентября по 25 октября 2024 г. (8 учебных недель),
II четверть:
с 5 ноября по 28 декабря 2024 г. (8 учебных недель),
III четверть:
с 9 января по 21 марта 2025 г. (10 учебных недель),
IV четверть:
с 31 марта по 26 мая 2025 г. (9 учебных недель).
Сроки и продолжительность каникул:
Летние каникулы:
с 01 июня по 31 августа 2025 г. (не менее 8 недель) по графику с учетом участия
обучающихся в летней практике.

Сроки проведения промежуточной аттестации – с 15 по 30 мая.
2.2.

Рабочие программы.
1. Учебно – тематическое планирование

по курсу «Информация вокруг нас»
№
п/п
1
2
3
Всего

Содержание темы
Всего
5

Информация и информационные
процессы.
Компьютер и программное
обеспечение.
Мой компьютер.

13

Количество часов
Теория
Практика
4
1

12

6

6

8
25

4
14

4
11

Содержание программы.
Тема 1. Информация и информационные процессы.
Теория. Техника безопасности в компьютерном классе, при работе с
компьютером. Понятие информации и информационного процесса.
Многообразие форм представления информации. Виды информации.
Свойства информации. Язык как средство представления информации.
Общение как информационный процесс. Логика. Элементы логики. Слова
кванторы. Множество. Отношения между множествами. Алгоритм. Свойства
алгоритмов. Линейный и разветвленный алгоритм.
Практика. Правильное включение нетбука. Работа в тетради:
составление суждений с использованием слов-кванторов. Электронное
приложение «Мир информатики»: раздел «Информация». Составление
множеств, алгоритмов.
Тема 2. Компьютер и программное обеспечение.
Теория. Компьютер в жизни общества. Информационная культура.
Компьютер как средство обработки, хранения информации. Использование
компьютера. Устройство компьютера, его основные и дополнительные
компоненты, их назначение. Оперативная и долговременная память. Понятие
программы. Компьютерные обучающие и игровые программы. Устройства
ввода и вывода информации.
Практика. Электронное приложение «Мир информатики».
Клавиатурный тренажер.
Тема 3. Мой компьютер.
Теория. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при
работе на компьютере. Этапы развития вычислительной техники. Файл,
папка, файловая система, основные операции с файлами (сохранение,
копирование, удаление). Программное обеспечение компьютера.
Операционная система Windows, запуск программ, основные приложения.
Пиктограмма. Простейшие приложения: блокнот, калькулятор, графический
редактор.
14

Практика. Работа на ноутбуке. Запуск ОС Windows, запуск программ.
Создание, сохранение и удаление файла, папки, ярлыка. Вычисления на
калькуляторе.
1. Учебно – тематическое планирование
к курсу «Модель и моделирование»
№

Темы

Количество часов

п/п
1
2
3
4
5

Всего

Теория

Информационно – коммуникационные
технологии. Программа Microsoft Wоrd.
Модульная система экспериментов PROLog
Проектная деятельность.
Информационно-коммуникационные технологии.
Программа MO PawerPoint.
Графика. Программа Paint.

12

2

10

16

2

14

10

2

8

3

1

2

Подведение итогов. Проверочная работа. «Что
узнали? Чему научились?» (теория + практика)

2

0

2

43

7

36

Всего

Практика

Содержание программы.
Тема 1. Информационно-коммуникаионные технологии.
Программа Microsoft Ofice Word.
Теория. Текстовый редактор, назначение. Принципы обработки
информации с помощью текстового редактора. Основные функции
текстового редактора. Ввод текста. Правила ввода текста, требования.
Редактирование, форматирование текста. Вставка рисунка. Электронные
таблицы: назначение и простейшие возможности.
Практика. Практические навыки ввода теста, редактирования,
форматирования. Вставка рисунка. Создание простейших таблиц и их
заполнение информацией. Рисование с помощью геометрических фигур в
текстовом редакторе.
Тема 2. Модульная система экспериментов PROLog.

15

Теория. Модульная система экспериментов – назначение, принцип
работы. Модули «звук», «температура», «влажность», «освещенность»,
«давление».
Практика. Подключение модулей. Работа в программе. Проектная
деятельность.
Тема 3. Информационн-коммуникационные технологии.
Программа MO PawerPoint.
Теория. Запуск программы. Назначение программы. Электронные
презентации. Требования к оформлению слайдов. Конструктор слайдов.
Вставка объекта, надписи, звука. Анимация. Понятие «мультимедиа».
Практика. Создание мультимедийной презентации средствами
редактора презентаций.
Тема 4. Информационные и коммуникационные технологии.
Программа Paint.
Теория. Графический редактор. Запуск программы. Основные функции
графического редактора и практические приемы работы с графикой .
Функции меню. Палитра. Инструменты.
Практика. Рисование в графическом редакторе.
5. Подведение итогов.
Практика. Подведение итогов. Итоговая проверочная работа «Что
узнали? Чему научились?»
2.4.

Методически материалы.
Материально – технические условия реализации программы.

№
п/п
1
2
3
4
5
6

Наименование

Количество

Ноутбук для учителя
Интерактивная доска АctivBoard 100

1
1

Проектор Acer
Документ-камера Ken-a-vision
Сетевой фильтр
Система контроля и мониторинга качества
знаний PROCLass
№ 407 13 дистанционных пультов, 25 чипов

1
1
1
1

16

Лабораторное оборудование, модульная система
экспериментов PROLog
База для хранения транспортировки и зарядки
средств обучения (ТЗБ-15)
Система Wi-Fi D-Link
Нетбук для ученика Netbook iRU lntro 010
Колонки

7
8
9
10
11

4
1
1
13
1

Учебно – информационное обеспечение программы:
Программно-методический комплекс (CD –диск) «Мир информатики» 1-2
год обучения, 3-4 год обучения содержит:
•

клавиатурные тренажеры с регулируемой скоростью работы;

•

компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

•

компьютерные лабиринты для управления объектом;

•

компьютерные мозаики;

•

логические игры на компьютере;

•

компьютерные среды управления исполнителем.

Методическое обеспечение программы:
Методы и приемы, применяемые на занятиях.
•

Демонстрация;

Фронтальные практические работы;
•

Исследовательская проектная деятельность.

•

Объяснительно – иллюстративный метод - предъявление

информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа,
инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами );
•

Эвристический - метод творческой деятельности (создание

творческих моделей)
•

Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её

решения обучающимися;
•

Программированный - набор операций, которые необходимо

выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный
практикум, проектная деятельность);
17

•

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов

деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа,
упражнения по аналогу),
•

Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью

педагога;
•

Поисковый – самостоятельное решение проблем;

•

Метод проблемного изложения - постановка проблемы

педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при
решении.
•

Проектно-ориентированное обучение – это систематический

учебный метод, вовлекающий учащихся в процесс приобретения знаний и
умений с помощью широкой исследовательской деятельности,
базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно
проработанных заданиях.
Раздел № 3. «Комплекс форм аттестации».
3.1 Формы аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:
- проверочные работы, самостоятельные работы репродуктивного характера;
- вопросники, тестирование;
-разработка и защита проектов.
Формы подведения итогов реализации программы:
- представление проектов;
- участие в конкурсах различного уровня.

18

3.2. Оценочные материалы.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПО УСВОЕНИЮ
ПРОГРАММЫ на период

уч.год

Название программы
Название детского объединения
Год обучения
Педагог
Фамилия, Имя обучающегося

Возраст

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Оценивание знаний, навыков и умений по 3-бальной шкале:
3 балла – отлично, 2 балла – хорошо, 1 балл – удовлетворительно. Если
в объединении несколько групп разного года обучения, то на каждую
заполняется свой педагогический контроль.

19

3.3. Список использованной литературы.
Для педагога:
1.

Закон РФ «Об образовании». 2012

2.

Могилев А.В., Булгакова Н.Н. Методические рекомендации к учебному

комплексу «Мир информатики». Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.
3.

«Информатика». Программа для начальной школы: 2 – 4 классы

(ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний,
2012 г.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».