МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение -основная общеобразовательная школа № 14
(МКОУ ООШ № 14)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Дата: 2024.04.26 15:15:15 +05'00'
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МКОУ ООШ
№14Л.В. Гавриловой
№ 18 от 17.01.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы видеомонтажа»
Возраст обучающихся: 10 - 14 лет
Срок реализации 1 год
Тавда 2024
Пояснительная записка.
Программа «Основы видеомонтажа» технической направленности.
Характерной чертой нашего времени становится ориентация на развитие креативности
подрастающего поколения. Занятия видеотворчеством эффективно способствуют художественнотворческому и техническому развитию учащихся на разных этапах их развития, в том числе, и в
сложный период взросления, когда фактически прекращается преподавание предметов искусства
(музыка, изобразительное искусство). Кроме того, занятия видеотворчеством позволяют отвлечь
детей от дурного влияния улицы и помогают профессионально определиться в будущем.
Актуальность программы обусловлена:
Общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых
людях, в возрождении интереса молодежи к современному кинематографу, в воспитании
культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Практическая значимость образовательной программы «Основы видеомонтажа»
обусловлена требованиями современного общества, его культуры, которая становится все более
зрелищной, и где навыки создания фотографии, компьютерной презентации, видеофильма для
людей любой специальности становятся неотъемлемыми качествами и частью профессиональных
требований в любой сфере деятельности.
Вид программы – модифицированная.
Направленность программы - техническая.
Уровень освоения - общекультурный.
Новизна программы состоит в комплексном методе обучения принципиально разным
видам деятельности в рамках одного направления. Постижение основ видеосъемки, видеомонтажа
и тележурналистики расширяет для ребенка возможности самореализации и, в дальнейшем,
профориентации. Занятия в объединении позволяют сформировать как технические навыки
работы с видеокамерой и программами видеомонтажа, так и развить интеллектуально-творческие
способности воспитанников в процессе работы над созданием видеофильма и овладением
основами тележурналистики. Кроме того, использование «синема-технологий» является
эффективным средством воспитания нравственных ориентиров детей.
Запись в объединение не предусматривает конкурсного отбора и не требует базовых
знаний по видеосъемке.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы в
том, что во время обучения обучающийся постигает азы видеоискусства: историю создания и
развития кинематографа и телевидения, драматургию фильма, основы тележурналистики, затем на
практике проходит подготовительный период создания видеофильма, (задумка, сценарий, план
съемки), основы операторской работы, осуществляет на практике съемку видеоматериала. Далее обучение основам видеомонтажа, музыкального сопровождения и озвучивания.
В результате обучения, учащийся имеет элементарные познания о жанрах кино и
телевидения, технологии создания видеофильма, видеоролика, телесюжета, тележурналистике,
владеет основами видеомонтажа в специальных программах.
Педагогическая целесообразность:
Обучение основывается на педагогических принципах:
личностно ориентированного подхода;
природосообразности (учитывается возраст и уровень развития детей);
культуросообразности (ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
систематичности, наглядности и последовательности обучения;
сотрудничества и ответственности.
2
Цель программы: Развитие творческого мышления, коммуникативных качеств,
интеллектуальных способностей и нравственных ориентиров личности в процессе создания
видеофильмов и телерепортажей, изучения лучших образцов экранной культуры.
Задачи:
Обучающие:
Ознакомление с основами видеотворчества, жанрами и направлениями развития
мирового кино телевидения.
Обучение основам сценарного мастерства.
Обучение основам видеосъѐмки, видеомонтажа, музыкального сопровождения и
озвучивания видеофильма.
Овладение основами тележурналистики.
Развивающие:
Развитие способности к самовыражению и образному восприятию окружающего
мира.
Развитие познавательных способностей учащихся.
Развитие устойчивого интереса к киноискусству.
Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Воспитательные:
Развитие общей культуры и поведенческой этики.
Создание психо-эмоционального комфорта общения в группе.
Развитие умения оценивать собственные возможности и работать в творческой
группе.
Воспитание личностных качеств: трудолюбия, порядочности, ответственности,
аккуратности.
Воспитание нравственных ориентиров.
Программа рассчитана на один год для детей 10-14 лет.
Формы организации деятельности:
Основная форма работы – групповая, но, в связи с различным уровнем развития и
личностными качествами детей занятия строятся на индивидуальном общении или в составе
небольшой группы (2-4 человека), которая работает над собственным проектом (фильмом).
Как правило, занятия комбинированные, т.е. включают в себя теоретическую часть
(беседы, лекции) и практическую часть (под руководством педагога, самостоятельная работа, игра,
творческие практикумы).
Чтобы сделать занятие разнообразнее и интереснее, активно используются такие формы,
как просмотр фильма и обсуждение (синема-технологии), экскурсия, поход, съемка на природе,
викторина, мастер-класс, конкурс, съемка на мероприятиях и т.д.
Режим занятий: 1 раза в неделю по 1 часу – 34 часа в год.
Ожидаемые результаты:
Знание основных вех истории кинематографа и телевидения;
Умение разбираться в жанрах и направлениях кинематографа и ТВ;
Умение творчески осмысливать действительность;
Развитие навыков зрительной (визуальной) культуры восприятия экранных
произведений;
Формирование
базовых навыков видеотворчества,
необходимых для
самостоятельного создания фильмов (сценарное, операторское, режиссерское,
журналистское);
Использование художественных и монтажных выразительных средств при
3
создании видеофильма или видеосюжета;
Повышение уровня развития общей культуры и поведенческой этики;
Формирование и укрепление нравственных ориентиров.
Формы подведения итогов реализации программы – презентация своих работ
(видеофильмов, сюжетов, роликов, интервью) для родителей и сверстников, участие в конкурсах и
фестивалях любительских фильмов.
Процесс обучения предусматривает следующие формы контроля:
Вводный (проводится в начале работы, для закрепления знаний, умений и навыков) –
тесты, анкеты, викторины.
Текущий (в ходе учебного занятия для закрепления знаний по данной теме) – тесты,
кроссворды, викторины, опрос, наблюдение.
Итоговый (проводимый после прохождения программы) – тестирование (на выбор,
на дополнение), выполнение практической работы, самостоятельное или в группе
создание видеофильма или сюжета.
4
Учебно-тематический план.
Количество часов
№
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Техника безопасности. Введение в
программу
Видеооборудование.
Техническое устройство и принцип
работы видеокамеры.
Основы работы с видеокамерой
Видеофильм как единство трех
составляющих. Выразительные
средства видео.
Структура видеофильма
Различные виды съемок
Основы композиции кадра.
Видеомонтаж
Нелинейный видеомонтаж в
монтажных программах
Творческий проект
Заключительное занятие.
Всего учебных часов в год:
Теория
Практика
Всего
-
1
1
1
2
1
1
2
2
2
4
2
1
1
2
2
1
1
2
4
2
2
4
2
2
2
17
4
3
17
6
5
2
34
1
5
Содержание обучения.
1.
Техника безопасности. Введение в программу.
Теория. Техника безопасности при работе с компьютером, техника противопожарной
безопасности, правила поведения на занятии, правила поведения на дороге.
Основные темы изучения: история развития кинематографа, драматургия фильма, основные
этапы создания видеофильма (задумка, сценарий, план съемки), основы операторского
мастерства, видеосъемки, монтажа, озвучивания.
2.
Видеооборудование. Техническое устройство и принцип работы видеокамеры. Теория.
Сведения общего характера об оборудовании, используемом для производства фильмов в
домашних условиях (видеокамера, компьютер). Системы цветного телевидения. Устройство и
принцип работы видеокамеры. Советы по выбору видеокамеры.
Практика. Индивидуальное изучение панели управления видеокамеры.
3.
Основы работы с видеокамерой.
Теория. Правильный ручной захват видеокамеры. Начало работы
Знакомство синструкцией. Включение и настройка «баланса белого».
с
видеокамерой.
Настройка режима съемки (автомат, ручная съемка).
Практика. Отработка правильного ручного захвата камеры и порядка действий при
включениикамеры.
4.
Видеофильм как единство трех составляющих. Выразительные средства видео.
Теория. Три составляющие видеофильма: техническое совершенство,
художественная
выразительность, ясность содержания. Выразительные средства видео. Примеры использования.
Практика. Упражнения на точку съемки, планы, ракурс, диагональные композиции.
5.
Структура видеофильма.
Теория. Основные понятия: эпизоды, сцены, кадры . Структура фильма: завязка , экспозиция,
кульминация, развязка. Правила развития сюжета. Понятие и виды конфликта.
Практика. Просмотр и анализ конкурсных фильмов-минуток.
6.
Различные виды съемок.
Теория. Правила съемки интерьера, пейзажа, портрета, натюрморта. Съемка движущейся
камерой.
Практика. Упражнения на съемку интерьера, портрета, натюрморта. Выход на природу на
съемку пейзажа. Упражнения на применение наезда, отъезда, трэвеллинга, панорамирования.
7.
Основы композиции кадра.
6
Теория. Окружение и линии. Цветовое решение композиции. Освещенность. Отображение
пространства. Размещение человека на экране.
Практика. Упражнения на съѐмку человека в кадре, в пространстве. Применение цветовых
решений в разную погоду, в разноосвещѐнных помещениях.
8.
Видеомонтаж.
Теория. Знакомство с программами. Захват видео. Проигрыватель и Альбом. Монтаж
видео. Переходы. Видеоэффекты. Статические изображения. Наложенная дорожка. Титры.
Монтаж.
Практика. Просмотр видеоуроков и упражнения с программой.
9.
Нелинейный видеомонтаж в программах.
Теория. Знакомство с программами. Захват видео. Проигрыватель и Альбом. Монтаж видео.
Переходы. Видеоэффекты. Статические изображения. Наложенная дорожка. Титры.
Монтаж звука. Меню. Вывод фильма. Видеоуроки.
Практика. Просмотр видеоуроков и упражнения с программами.
10.
Творческий проект.
Теория. Обсуждение идей. Сценарная заявка. Литературный и режиссерский сценарий.
Подготовкасъемок.
Практика. Написание сценарной заявки, разработка литературного и режиссерского сценария.
Съемки. Монтаж. Просмотр проектов. Обсуждение.
11.
Заключительное занятие.
Теория. Подведение итогов года. Диагностика освоения программы.
.
7
Методическое обеспечение программы.
№
Название разделов
п/п
Техника безопасности.
1.
Введение в программу.
Видеооборудование.
2.
Техническое устройство
и принцип работы
видеокамеры.
Формы занятий
Дидактические
материалы
Презентация по
разделу.
Презентация по
разделу, инструкция
пользования
видеокамерой.
Техническое
оснащение
Компьютер,
экран.
Компьютер,
экран,
видеокамера,
мультимедия.
Лекция с элементами
беседы, практическое
занятие.
Лекция с элементами
беседы.
Презентация по разделу,
конспекты
открытых занятий.
Презентация по разделу,
пособие покомпозиции
кадра, памятки для
обучающихся
«Мой первый
фильм».
Компьютер,
экран,
видеокамера.
Компьютер,
экран,
мультимедиа,
фотографии.
Лекция с элементами
беседы
Лекция с элементами
беседы,
индивидуальное
изучение панели
управления
видеокамеры.
3.
Основы работы с
видеокамерой.
4.
Видеофильм как
единство трех
составляющих.
Выразительные средства
видео.
5.
Структура видеофильма.
Лекция с элементами
беседы, практическое
занятие.
Презентация по
разделу, памятки для
обучающихся
«Правила
видеосъемки».
Компьютер,
экран,
мультимедиа.
6.
Различные виды съѐмок.
Лекция с элементами
беседы, практическое
занятие, тест
Презентация по
разделу,
инструкционныекарты
по выполнению
упражнений
Компьютер,
экран,
мультимедиа,
фотографии.
7.
Основы композиции
кадра.
Лекция с элементами
беседы, практическое
занятие.
Презентация по разделу,
конспектыоткрытых
занятий.
Компьютер,
экран,
мультимедиа,
фотографии.
8.
Видеомонтаж
Лекция с элементами
беседы, практическое
занятие.
Презентация по
разделу.
Компьютер,
экран,
мультимедиа.
9.
Нелинейный
видеомонтаж в
программах
Лекция с элементами
беседы, практическое
занятие.
Презентация по
разделу, худ. фильмы
для просмотра и
обсуждения.
Компьютер,
экран,
мультимедиа.
10.
Творческий проект.
Обсуждение идей,
сценария.
Видеофильмы,
разработки беседобсуждений
фильмов, памятки для
Компьютер,
экран,
мультимедиа.
11.
Заключительное занятие. Подведение итогов
обучающихся.
Тесты, кроссворды.
Компьютер,
экран,
мультимедиа.
8
Литература.
Для учащихся:
1. Гамалей В. Мой первый видеофильм от А до Я. - СПб.: Питер, 2006 – 268 с.;
2. Кит Андердал. Adobe Premiere CS4 для чайников. – Изд-во Вильямс, 2009. – 368 с.;
3. Медведев Г. С., Пташинский В. С. «Adobe After Effects CS3 с нуля! Видеомонтаж, анимация,
спецэффекты: книга + Видеокурс (CD)» – Триумф, 2008. – 270 с.;
4. Столяров А.М., Столярова Е.С. Ваш первый фильм в Pinnacle Studio/Studio Plus version 10.5 (+
CD-ROM) . – Изд-во НТ-Пресс, 2007. - 304 с.;
5. Щербаков Ю.В. «Сам себе и оператор, сам себе и режиссер» М.: Феникс, 2000 – 448 с.;
6. Эндрю Фолкнер, Джуди Волтерс вон Алтен. Adobe Photoshop CS3 с нуля! (+ CD-ROM). –
Триумф, 2009. – 304 с.
Для педагогов:
1. Адель Дроблас, Сет Гринберг. Adobe Premiere Pro CS3. Библия пользователя (+ DVD-ROM). –
Изд-во Диалектика, 2009. – 944 с.;
2. Аитова Л.В. 100% самоучитель. Pinnacle Studio 11: профессиональный видеомонтаж. Русская
версия. – М.: Технолоджи, 2008 – 288 с.
3. Беляков М., Чиртик А. Видеосамоучитель. Pinnacle Studio 11 (+CD) – СПб.: Питер,2009. 256с.
4. Келли Л. Мэрдок. 3ds Max 2008. Библия пользователя (+ DVD-ROM). - Изд-во
Вильямс, 2008. – 1376 с.;
5. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. – Бишкек: Из-во КРСУ,
2001. – 160 с.
6. Кудлак В. Домашний видеофильм на компьютере. – СПб.: Питер, 2003 -157 с.
7. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ – М.: Издательство Московского университета,
2004 – 400 с.
8. Ломакин П.А. Системы домашнего видеомонтажа на персональном компьютере. – М.: Майор,
2004. – 208 с.
9. Лори Ульрих Фуллер, Роберт Фуллер. Adobe Photoshop CS3. Библия пользователя (+ CDROM). - Изд-во Вильямс, 2008. – 1056 с.;
10. Мишенев А. И. Adobe After Effects СS4. Видеокнига. – М.: ДМК Пресс, 2009. –152 с.: ил.;
11. Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром. – М.: Аспект Пресс, 2003 – 202 с.
12. Оханян Т. Цифровой нелинейный монтаж. - М.: Мир, 2001 – 432 с.
13. Резников Ф.А., Комягин В.Б. Видеомонтаж на компьютере. - М.: Триумф, 2002- 528 с.
14. Смирнов Н.В. Азбука видео для учителей и всех, всех, всех – СПб.: «Лицей», 1998. – 73 с.
15. Столяров А.М., Столярова Е.С. Монтаж видео в Pinnacle Studio/Studio Plus version 10.5 (+ CDROM) . – Изд-во НТ-Пресс, 2007. - 256 с.
16. Фрумкин Г.М. Сценарное мастерство: кино-телевидение-реклама. Учебное пособие.- Изд.дом
«Кнорус», 2008 – 223 с.
17. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие / В. Л.
Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.
18. Ширман Р. Алхимия режиссуры. Мастер-класс. – Киев: Телерадиокурьер, 2008 – 448 с.
10