общество

Муниципальный орган Управление образованием – Управление образованием
Тавдинского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 14
(МАОУ ООШ №14)
_______________________________________________________

Согласовано:
Протокол педсовета
МАОУ ООШ № 14
от 31.05.2022 № 19

Босова Подписано
цифровой
Утверждено:
Татьяна подписью:
Босова Татьяна Приказом директора
МАОУ ООШ № 14
Валерь Валерьевна
Дата:
от 31.05.2022 № 132
2023.01.13
евна
15:20:46 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Практическое обществознание»
9 класс

Автор – составитель:
Мадеев Роман Русланович

2022г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Практическое обществознание» для обучающихся 9 класса
является частью учебного плана основного общего образования МАОУ ООШ №14, который
является частью Образовательной программы МАОУ ООШ №14 и разработан в соответствии с
Уставом МАОУ ООШ №14, разработан в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО),
с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее ПООП ООО) и на основе следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
 Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры
Государственного образовательного стандарта»;
Программы:
 Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена
федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания
от 08.04.2015 № 1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020)).
Постановления:
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27
октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм
СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
общественного питания населения»»
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
Приказы:
 приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в
ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №
1577);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность».
 приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки
примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра
примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от
07.10.2014 № 1307, от 09.04.2015 № 387);
Методические рекомендации:
 Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных
организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования
естественно-научной и технологической направленностей (Распоряжение Министерства
просвещения РФ от 12 января 2021 г. № Р-6 «Об утверждении методических рекомендаций по

созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в
сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и
технологической направленностей»).
Цели и задачи изучения курса «Практическое обществознание».
Цели изучения:
Цель изучения предмета - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности,
ее социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации.
Задачи изучения предмета - гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь — высшая ценность
бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; признание значимости
научных знаний и методов познания действительности, готовность руководствоваться ими в
анализе и оценке общественных явлений; отношение к социальным регуляторам жизни,
нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого
сообщества;
— необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы
нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;
—
гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры,
предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии,
политического плюрализма, становления правового государства;
— экономической культуры, предполагающей потребность и умение активно действовать в
условиях экономической свободы, понимание тех требований к личности, которые предъявляет
изменяющаяся экономическая обстановка;
— социальной культуры, включающей культуру межличностных, межгрупповых и
этнических отношений; толерантность к иному образу жизни и образу мыслей;
— экологической культуры, включающей признание ценности природы, убеждение в
необходимости сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности
за судьбу природы, понимание неразрывной связи общества и природы;
—
умения получать социальную информацию из разнообразных источников и
самостоятельно ориентироваться в ней;
— умения применять полученные знания для решения задач познавательного и
практического характера.
Общая характеристика предмета
Обществознание является одним из наиболее важных предметов учебного плана ОУ РФ. Эта
дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она
же наиболее системно передает опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех
гуманитарных дисциплин. Курс интегрирует современные социологические, экономические,
политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную,
педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового
возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и
обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в
окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
В содержание учебного раздела включены два модуля: «Финансовая грамотность» по
изучению основ бюджетной грамотности в рамках учебного предмета «Обществознание» для
учащихся 9-го класса в количестве 4 часов. Главной целью введения модуля является повышение
финансовой грамотности учащихся.
Второй модуль «Детский правозащитный университет» по изучения правовой деятельности в
рамках учебного предмета «Обществознание» для учащихся 9-го класса в количестве 4 часов.
Главная задача содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной,

саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего
Отечества.
Формы контроля: тестовый контроль, практикумы, письменные работы, составление таблиц,
схем, планов, беседы, рассказы у доски и др.
1.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения
содержания курса «Практическое обществознание»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практкультурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах
и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной
и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в
состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне
общего образования.
Обществознание:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий
общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных
задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
возрастов и социальных групп;
4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законодательством умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей
дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие
способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки
социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин. Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать
правопорядок правовыми способами и средствами,
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного
выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в
актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных
поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о
возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения
образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об
условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать
предпрофильному самоопределению.
Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие
умения:
Формулировки личностных результатов
в ФГОС
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных
интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественнополезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными
следующие умения:
УУД

результатами

изучения

предмета

«Обществознание»

являются

Формулировки метапредметных результатов
в ФГОС
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности еѐ решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
КОММУНИКАТИВНЫЕ 8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учѐта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Предметными результатами изучения предмета «Практическое обществознание» являются
следующие умения:
1-я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:
 Добывать и критически оценивать информацию.
 Систематизировать обществоведческую информацию и представлять еѐ в виде текста,
таблицы, схемы.
 Обобщать.
 Группировать.
 Сравнивать факты, явления и понятия.
 Устанавливать причинно-следственные связи.
2-я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:
 Определять и объяснять другим людям своѐ отношение к общественным нормам.
«Практическое обществознание» в учебном плане МАОУ ООШ №14, в обязательной
части составляет 1 час, 34 часа.

Содержание
«Практическое обществознание»
Раздел I. Политика и власть (6 ч)
Тема 1. Государство.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние
функции государства. Формы государства.
Тема 2. Политические режимы.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие
демократии в современном мире.
Тема 3. Правовое государство.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Тема 4. Гражданское общество и государство.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в
РФ.
Тема 5. Участие граждан в политической жизни.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Референдум. Выборы в РФ. Опасность
политического экстремизма. Свобода слова. Политический экстремизм.
Тема 6. Политические партии и движения.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Раздел II. Право (23 ч)
Тема 7. Право, его роль в жизни человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативноправовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства. Свобода.
Тема 8. Правоотношения и субъекты права.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса
несовершеннолетних.
Тема 9. Правонарушения и юридическая ответственность.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической
ответственности. Презумпция невиновности.
Тема 10. Правоохранительные органы.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ.
Тема 11. Конституция РФ .
Конституция – основной закон государства. Отличие конституции от остальных законов страны.
Тема 12. Основы конституционного строя.
Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ.
Тема 13. Права и свободы человека и гражданина.
Права человека. Декларация прав человека. Международные документы. Типы прав. Обязанности
граждан РФ.
Тема 14. Гражданские правоотношения.
Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Виды
договоров. Частичная гражданская дееспособность детей.

Тема 15. Право на труд и трудовые правоотношения.
Что означает право на труд. Трудовые правоотношения. Трудовой договор – основа трудовых
правоотношений. Права и обязанности работников. Значение дисциплины труда. Льготы для
совмещающих работу с учебой.
Тема 16. Семейные правоотношения.
Суть юридических понятий семьи и брака: фактическое и юридическое понимание. Предпосылки
возникновения семьи. Условия и порядок заключения брака. Сущность и особенности семейных
правоотношений. Правоотношения супругов, родителей и детей.
Тема 17. Административные правоотношения.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды
административных наказаний.
Тема 18. Уголовно-правовые отношения
Что такое уголовное право. Особенности уголовно-правовых отношений. Понятие преступление.
Признаки преступления. Квалификация преступлений. Преступление в соучастии. Обстоятельства,
исключающая уголовную ответственность: необходимая оборона, крайняя необходимость.
Тема 19. Социальные права.
Понятие «социальное государство». Социальная политика государства. Условия для успешного
решения социальных задач. Социальные права граждан РФ: право на жилище, на социальное
обеспечение, на охрану здоровья.
Тема 20. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Предпосылки создания международного гуманитарного права. Принципы и сущность
международного гуманитарного права. Методы и средства ведения войны, запрещенные
международным гуманитарным правом. Особенности и значение международного гуманитарного
права.
Тема 21. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Сущность правового
регулирования в сфере образования. Многоуровневое законодательство в сфере образования.
Сущность права на образование. Гарантии государства в праве на получение образования.
Раздел III. Повторение изученного материала. (5 ч)
Сущность правового регулирования в сфере образования. Предпосылки создания международного
гуманитарного права. Понятие «социальное государство». Социальная политика государства.

Тематическое планирование
«Практическое обществознание»
№

Тема

1.

Политика (6 ч)

2

Право (23 ч)

Характеристика основных видов образовательной
деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Характеризовать власть и политику как социальные
явления;
Раскрывать
признаки
суверенитета;
Различать формы правления и государственного
устройства;
Сопоставлять различные типы
политических
режимов;
Называть
и
раскрывать
основные
принципы
демократического устройства;
Раскрывать
принципы правового государства;
Характеризовать
разделение властей;
Уметь работать с Конституцией РФ.
Раскрывать сущность гражданского общества;
Характеризовать местное самоуправление;
Анализировать влияние политических отношений на
судьбы людей;
Описывать различные формы
участия гражданина в политической жизни;
Приводить примеры гражданственности;
Знать,
почему введены некоторые ограничения свободы слова;
Называть признаки политической партии и показать их на
примере одной из партий РФ;
Характеризовать проявления многопартийности;
Объяснять, почему закон является нормативным актом
высшей юридической силы;
Сопоставлять позитивное и естественное право;
Характеризовать
основные
элементы
системы
российского законодательства;
Раскрывать особенности возникновения
правоспособности и дееспособности у физических и
юридических лиц;
Объяснять причины этих различий;
Называть основания возникновения правоотношений;
Различать правонарушение и правомерное поведение;
Называть основные виды и признаки правонарушений;
Объяснять смысл презумпции невиновности;
Уметь различать виды ответственности и объяснять, что
такое презумпция невиновности;
Характеризовать Конституцию РФ как закон высшей
юридической силы;
Называть главные задачи Конституции;
Характеризовать принципы федерального устройства РФ;
Объяснять смысл понятия «права человека»
Знать и объяснять суть документа «Всеобщая декларация
прав человека»;
Классифицировать права и свободы;
Характеризовать особенности гражданских правовых
отношений;
Называть виды гражданских договоров;
Знать о своих правах и возможностях. Уметь защищать
свои права потребителя;
Знать, какую сферу общественных отношений регулирует

Итоговое повторение (5 ч)

административное право, в чем состоят важнейшие черты
административных правоотношений.
Уметь работать с документами; анализировать схему
«Административное право»;
Знать социальные права граждан РФ, особенности и
сущность социальной политики;
Знать основы международного гуманитарного права;
Знать основы правового регулирования в сфере
образования;
Называть основания возникновения правоотношений;
Различать правонарушение и правомерное поведение;
Называть основные виды и признаки правонарушений;
Характеризовать власть и политику как социальные
явления;
Раскрывать
признаки
суверенитета;
Различать формы правления и государственного
устройства; Сопоставлять различные типы политических
режимов; Называть и раскрывать основные принципы
демократического устройства; Раскрывать принципы
правового государства; Характеризовать разделение
властей;
Уметь работать с Конституцией РФ.

Тематическое планирование «Практическое обществознание»
№
1
2
3
4

Тема

Количество
часов
6
23

Политика
Право
Итоговое повторение
Повторение
Итого

5
34

Контрольные
работы
1
1
1
3

Календарно - тематическое планирование «Практическое обществознание» 9 класс
№

Тема урока

Колво
часов

Тип урока

Элементы
содержания

Раздел I. Политика (6 ч)
Урок новых
Происхождение
знаний
государства.
Признаки
государства,
формы
государства;

Требования к
уровню
подготовки

Основные понятия

Называть
признаки и
формы
государства.
Знать теории
происхождения
государства.

Государство,
суверенитет, форма
правления,
монархия,
республика,
унитарное и
федеративное
государство,
гражданство;
Монархия,
республика,
федерация,
унитарное
государство;
Политический
режим, демократия,
выборы,
референдум;

1

Государство

1

2

Формы
государства

2

Комбинирова
нный урок

Республика.
Монархия.
Признаки форм
государства;

Знать виды форм
государства и
давать каждому
характеристику;

3

Политические
режимы

2

Комбинирова
нный урок

4

Правовое
государство

1

5

Местное
самоуправление

1

Урок
изучения
нового
материала
Комбинирова
нный урок

Виды
политических
режимов.
Признаки
развития
демократии.
Государство и
его признаки.
Разделение
властей.
Функции
местного
самоуправления
и задачи; Формы
местного
самоуправления;

6

Политические
партии и
движения

1

Характеризовать
тоталитарный
режим;
Называть
признаки
демократии;
Раскрывать
принципы
правового
государства.
Называть
вопросы и
задачи местного
самоуправления;
Знать формы
осуществления
местного
самоуправления;
Называть
признаки
политических
партий, различия
партий и
движений.

7

Роль права в
жизни человека,
общества и
государства

2

8

Правоотношени
я и субъекты
права

1

Урок
изучения
нового
материала

Особенности
политических
партий и
общественнополитических
движений.
Раздел II. Право (23 ч)
Урок
Понятие нормы
изучения
права. Виды
нового
нормативных
материала
актов.
Урок
изучения
нового
материала

Сущность и
особенности
правоотношений
. Субъекты и
объекты

Сопоставлять
позитивное и
естественное
право.
Разъяснять
сущность права.
Раскрывать
смысл понятия
«правоотношени
я»,

Правовое
государство,
разделение властей,
Муниципальная
собственность,
общественная
палата

Общественнополитические
движения,
политическая
партия, оппозиция,
многопартийность;
Право,
естественное право,
категорический
императив, норма
права, закон,
Правоотношение,
субъекты
правоотношений:

правоотношений
.
Правонарушение
.
Противоправнос
ть. Проступок.

9

Правонарушени
я и юридическая
ответственнос
ть

1

Урок
изучения
нового
материала

10

Правоохраните
льные органы

1

Урок-беседа

Роль судебной
власти. Главные
задачи милиции.

11

Обращение в
суд. Подача иска
и порядок
судопроизводств
а
Конституция
РФ

1

Урок-лекция

Иск. Суд.
Подача иска.

1

Урок
изучения
нового
материала

История
Конституции
России

13

Основы
конституционно
го строя РФ

2

Урок
изучения
нового
материала

Сущность
Российского
государства,
устройство.

14

Права и свободы
человека и
гражданина

1

Урок - беседа

Что такое права
и свободы
человека.

15

Международные
правовые
документы

1

Комбинирова
нный урок

Международный
билль прав
человека.

16

Права ребенка

1

Урок-беседа

Виды прав
ребенка

17

Виды договоров
и гражданская
дееспособность
несовершенноле
тних
Ценные бумаги

1

Комбинирова
нный урок

Гражданский
кодекс. Виды
договоров

1

Урок

Акция,

12

18

Называть
основные виды и
признаки
правонарушений
.
Называть
основные
правоохранитель
ные органы РФ.
Различать сферы
Знать способы
обращения в суд,
какие документы
нужны для
этого;
Называть
главные задачи
конституции.

Уметь объяснять
понятия
«республика,
федерация,
социальное
светское
государство»;
Знать суть
документа
«Всеобщая
декларация прав
человека»

Знать основные
правовые
международные
документы;
Уметь
сравнивать
историю их
происхождения;
Характеризовать
права ребенка,
опираясь на
международные
документы;
Знать виды
гражданскоправовых
договоров;
Называть

Правонарушение,
противоправность,
вина,
неосторожность,
умысел, проступок,
Правоохранительны
е органы,
народные
заседатели, судья,
суд присяжных.
Иск

Конституция,
ценности,
плюрализм,
многопартийность,
статус человека и
гражданина.
Основные
принципы;
Конституционный
строй

Достойное
существование,
естественные права,
ООН, права и
свободы, судебная
система,
Уполномоченный
по правам человека
права и свободы,
судебная система,
Уполномоченный
по правам человека

Декларация прав
ребенка

Дееспособность.

Ценные бумаги.

М

изучения
нового
материала

облигация, чек.

классификацию
ценных бумаг;
Объяснить
механизм
выпуска
обеспеченных
облигаций,
разницу между
простым и
переводным
векселем
Знать права и
обязанности
работника, суть
трудового
договора

19

Право на труд и
трудовые
отношения

1

Урок
изучения
нового
материала

Конституция о
праве на труд.
Суть трудового
договора.

20

Трудовой
договор:
понятие, виды,
порядок
заключения и
основания для
прекращения
Условия и
порядок
заключения
брака

1

Комбинирова
нный урок

Виды договора.
Особенности
заключения.

Знать основные
этапы
заключения
трудового
договора;

1

Комбинирова
нный урок

Условия
заключения
брака и

Права и
обязанности
родителей и
детей
Администрати
вное право

1

Урок-беседа

1

Урок
изучения
нового
материала

Права и
обязанности
родителей и
детей
Суть
административн
ого права и
административн
ых
правонарушений

Объяснять
условия
заключения и
расторжения
брака.
Знать права и
обязанности по
Семейному
кодексу;
Характеризовать
субъектов
административн
ых
правоотношений
, указывать
признаки
административн
ого
правоотношения
Знать признаки
преступления,
характеризовать
особенности
уголовного
права и
уголовноправовых
отношений

21

22

23

24

Уголовноправовые
отношения

1

Урок
изучения
нового
материала

Особенности
уголовноправовых
отношений и их
классификация.

Классификация
ценных бумаг.
Облигации, Акции.
Векселя.
Банковские
сертификаты

Трудовые
правоотношения,
трудовой договор,
трудовая книжка,
социальное
партнерство,
профсоюз,
дисциплина труда
Трудовой договор

Договор

Обязанность

Административное
право. Понятия и
черты
административного
правоотношения.
Административные
правонарушения

Уголовное право,
преступление,
общественная
опасность,
противоправность,
виновность,
необходимая
оборона,
подстрекатель,
пособник,
исполнитель,
соучастники

Комбинирова
нный урок

Уголовное
наказание.

Комбинирова
нный урок

Право на
жилище.

1

Комбинирова
нный урок

Международное
гуманитарное
право

1

Комбинирова
нный урок

Ответственность
и права
учащихся

1

Урок
контроля
знаний

Все темы

Уголовное
наказание и
ответственнос
ть
несовершенноле
тних
Право на
жилище и
социальное
обеспечение

1

27

Международное
гуманитарное
право

28

Права,
обязанности и
ответственнос
ть
обучающихся
Контрольная
работа по
обществознани
ю

25

26

29

30

Основы
конституционн
ого строя РФ

31
34

Резервные
уроки.

1

2

Урок
повторения

Повторение (5 ч)
Сущность
Российского
государства,
устройство.

Знать условия
наказания
несовершенноле
тних,
совершивших
преступление;
Знать права для
приобретения
жилья и условия
получения
материальной
поддержки;
Характеризовать
особенности
гуманитарного
права
Знать права и
обязанности
обучающихся;

Необходимая
оборона, уголовное
наказание

Выполнять
тестирование на
основе
полученных
знаний по всему
периоду
изучения
предмета

Все понятия по
изученному курсу

Уметь объяснять
понятия
«республика,
федерация,
социальное
светское
государство»;

Основные
принципы;
Конституционный
строй

Жилищный фонд,
ипотека

Военные
преступления;
Закон об
образовании

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
«Практическое обществознание» 9 класс
1. Учебник – Обществознание, 9 класс, под редакцией Л. Н. Боголюбова, М., Просвещение, 2004.
2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию, 9 класс – М.: Вако, 2015.
Тесты:
1. Обучающие тесты на бумажных носителях.
2. Тесты для проведения самостоятельных работ.
3. Схемы, таблицы наглядные;

Цифровые образовательные Интернет-ресурсы:
1. http://president.kremlin.ru — Президент Российской Федерации.
2.http://www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных,
статистическая информация.
3. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).
4. http://be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.
5. http://www.hro.org — Права человека в России.
6. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
официальный сайт.
7. http://pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.
8. http://www.glossary.ru — Глоссарий по социальным наукам
9. http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
10. http://www.countries.ru/library.htm — Библиотека по культурологии.
Планируемые результаты изучения «Практическое обществознание»
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,
место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также
важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,
механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки,
закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия,
устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных
явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов
(включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и
природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых
системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию,
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с
точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с
различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной
социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и
гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными
ценностями, социальным положением.
Используемые педагогические технологии:
Технология
Технология критического
мышления

Технология проектного
обучения

ИКТ – технологии

Ожидаемый результат
Развитие
навыков
самостоятельной
продуктивной деятельности по
выработке
собственного
мнения решения проблемы.
-Повышения интереса к
процессу обучения и активного
восприятия учебного
материала;
- культуры письма:
формирования навыков
написания текстов различных
жанров;
- информационной
грамотности: развития
способности к
самостоятельной
аналитической и оценочной
работе с информацией любой
сложности;
- социальной компетентности:
формирования
коммуникативных навыков и
ответственности за знание
Умение взаимодействовать в
команде, распределять роли.
Умения конструировать
собственные знания,
ориентироваться в
информационном
пространстве. Презентация
результатов собственной
деятельности.
Экономия времени,
наглядность, своевременный

Практическое применение
-«Устный конспект»,
-построение кластеров-схем,
- составление планов ответа,
изучение логики эссе:тема –
контекст – проблема –
аргументы – вывод.
- мозговая атака;
-чтение с вопросами;
- синквейны,
- «продвинутая лекция»,
- эссе.
-ключевые термины,
- перепутанные логические
цепочки,
- взаимоопрос.

Через
создание
проектов
разного вида:
Учебные, информационные,
исследовательские,
творческие, ролевые, игровые

Презентации MS PowerPoint
как лекции, задания,

Технология интерактивного
обучения

индивидуальный и
фронтальный контроль
усвоения темы, раздела.
Повышение познавательного
интереса обучающихся,
создание ситуации успешности
на уроке.
Постоянное, активное
взаимодействие всех
учащихся.

наглядность. Индивидуальное
тестирование через программу
My test. Работа в сети
Интернет по поиску,
классификации информации
при создании проектов,
изучения новой темы.
Моделирование
жизненных
ситуаций,
использование
ролевых игр,
совместное
решение проблем
через работу в парах,
дискуссии, дебаты,
«аквариум», «карусель».

Используемые формы и методы:
Цель
Формирование понятийного аппарата учащихся

Психологическая и технологическая подготовка
обучающихся к ГИА.
Восполнение пробелов в усвоении курса
отдельных учащихся (отсутствие базовых
знаний, пропуски уроков и т.п.)
Развитие умений работать с печатной
информацией.

Формы и методы
Изучение логики составления определения,
тестовые и логические задани0я на систему
запоминания, понимания и воспроизведения
основных понятий и терминов; игровые
моменты.
Контроль знаний в форме тестов с различными
типами заданий.
Индивидуальные карточки - задания (работа с
текстом учебника)
Различные варианты работы с текстом: устный
конспект, перевод текста в схему или таблицу,
ответы на поставленные учителем вопросы;
постановка вопросов по тексту; составление
тестов и т.д.

Используемая система оценивания:
Виды письменных работ учащихся.
Тесты разного уровня
Письменные источники (документы)
Составление плана ответа
Эссе
Решения практических задач.
Составление письменного ответа по заданному
объему (например, два предложения)
Составление кластера – схемы
Составление таблицы

Подготовка письменных сообщений, рефератов.

Виды устных работ учащихся
Работа над понятиями
Работа в группах при дискуссиях, дебатах –
анализ явлений и ситуаций.
Ответы на вопросы по содержанию параграфа.
Устные сообщения.
Публичная защита проекта.
Поиск информации в сети Интернет по
решению практических задач.
Участие в ролевых играх.
Объяснение внутренних и внешних связей
(причинно-следственные и функциональные)
изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества
и природы, общества и культуры, подсистем и
структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека).
Оценка различных суждений о социальных
объектах.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».