география

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 14
(МКОУ ООШ № 14)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МКОУ ООШ №14
Л.В. Гавриловой
№ 18 от 17.01.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
учебного предмета «География»
для обучающихся 7 класса

Тавда 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..............................................................................3

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................................5

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................................7
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................................. 10

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант
1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026
(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО

(вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их

особых

образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание»
и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2
часа в неделю).
ФАООП УО

(вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета

«География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение

использовать географические знания и

умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
 формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков
и отдельных стран;
 формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям

3

территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
 овладение основами катастрофической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» в 7 классе
определяет следующие задачи:
 формирование элементарных, но научных и систематических сведений о природе,
населении, хозяйстве России;
 знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями
разных уголков нашей Родины.
 знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.

4

II.
Содержание

учебного

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
предмета

«География»

позволяет

формировать

у

обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение
классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения
понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и
хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и
социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа
изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для
развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.
Необходимо вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах
нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7 класс, в
содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России - 11 ч
П. Природные зоны России - 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление о своей
родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов, населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени
на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока
иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким
образом обучающихся к изучению отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная характеристика
природных зон России: изучаются особенности климата, природы, условия жизни и
хозяйственной деятельности людей, местные экономические, социальные и экологические
проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами
(физической, политико-административной и картой природных зон России). При
изучении географии России констатируются новые национально-территориальные
образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения.
Важный аспект проблемы – развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов
и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время
новое административное деление России на федеральные округа.

5

Содержание разделов
№ п\п

Тема (раздел)

Количество часов
на изучение

Контрольные
работы

1

Особенности природы и хозяйства России

11

1

2

Природные зоны России

2

1

3

Зона арктических пустынь

5

1

4

Зона тундры

8

1

5

Лесная зона

18

1

6

Зона степей

8

1

7

Зона пустынь и полупустынь

7

1

8

Зона субтропиков

4

1

9

Высотная поясность в горах

5

1

68

9

Итого

6

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
 формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального

народа России,

ценностям

многонационального

российского общества;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку и его мнению.
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, знание и
соблюдение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей (наводнения, лавина,
сель, шторм, ураган и т.п.);
 формирование правильного отношения к окружающей (природной) среде; знать и
использовать на практике правила поведения в природе, ее сохранения и рационального
использования, принимать участие в мероприятиях по охране природы;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
 формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в
социально значимом труде.
Предметные:
Минимальный уровень:
 иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России;
 понимать географическую карту: декодировать условные знаки карты;
 показывать на карте (с помощью вспомогательных средств – генерализация линий
рек, пунсоны, таблички с названиями) географические объекты, указанные в программе;
 определять направления на карте с опорой на вспомогательные средства;
 показывать границы России на физической карте РФ;
 показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с опорой на карту;
 принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды; правильно вести
себя в природе;

7

 делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под
руководством учителя;
 выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений с
помощью учителя;
 использовать географические знаний в повседневной жизни для объяснения
явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
 показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и
карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь
картинами, картами и планом;
 показывать по картам (физической и природных зон России) географические
объекты, указанные в программе;
 устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и
животным миром, природными условиями и занятиями населения;
 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений с помощью учителя;
 сравнивать географические объекты, факты, явления, события по заданным
критериям;
 вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценивать их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
 находить в различных источниках, указанных учителем, учебную информацию;
 называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические
памятники своей области.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть
представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.

8

Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется

на

карте,

находит

и

показывает

географические

объекты

самостоятельно;
 понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными
предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры, подтверждающие
высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные
признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении
предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность
в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал излагает недостаточно полно и последовательно, нуждается в помощи
учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинноследственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

9

№
урока

1

2

Тема урока

Кол-во
часов

IV.

Географическое
положение России на
карте мира

1ч.

Европейская
азиатская
России

1ч.

и
части

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Особенности природы и хозяйства России- 11часов
Формирование у обучающихся Показывают
границу
представлений географическом России на настенной карте,
положении РФ на карте мира. используя помощь учителя.
Повторение
условных Составляют
рассказ
о
обозначениях
морских
и географическом положении
сухопутных
границ, России по плану и опорным
государственные символы РФ.
предложениям
Продолжение
формирования
навыков правильного показа
географических объектов на
карте
Продолжение
формирования
представлений
о
географическом
положении
России,
обширности
ее
территории.
Знакомство
с
названиями
экономических
районов
Европейской
и
азиатской частей РФ.
Продолжение
формирования
навыков
самостоятельной
работы
при
выполнении
упражнений в тетради на

Показывают
(заранее
обозначенную
учителем)
условную границу между
Европой
и
Азией.
Сравнивают по площади
Европейскую и Азиатскую
части России. Находят на
карте России свой город (с
помощью)

Достаточный уровень

Рассказывают,
в
каком
полушарии и на каком
материке расположено наше
государство.
Показывают
границу России, обозначают
ее на контурной карте.
Называют моря, по которым
проходит
государственная
граница.
Определяют по
политической
карте
государства, граничащие с
Россией
Показывают
на
карте
территорию
России.
Называют,
где
проходит
условная граница, заранее
обозначенная
учителем,
между Европой и Азией.
Показывают европейскую и
азиатскую часть. Сравнивают
по площади Европейскую и
Азиатскую части России.
Находят на карте России свой
город. Определяют, в какой

10

3

4

Административное
деление России

1ч.

Разнообразие рельефа

1ч.

печатной основе
Продолжение
формирования
представлений
о
географическом
положении
России,
обширности
ее
территории.
Знакомство
с
названиями
наиболее крупных областей
Европейской и азиатской части
РФ.
Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
государственном устройстве РФ
Продолжение знакомства с
формами
рельефа
РФ.
Повторение условных цветов
физической
карты.
Продолжение
формирования
навыков правильного показа
географических объектов на
карте

Называют нашу страну.
Знакомятся с названиями
наиболее
крупных
административнотерриториальных единиц
(области,
республики)
европейской и азиатской
частей РФ, показывают на
настенной
карте
(с
помощью учителя)

Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые
находятся
на
территории
России
(с
помощью). Составляют по
плану
краткую
характеристику
географического
положения
объекта,
выделенного в учебнике,
жирным
шрифтом
и
наносят его на карту,
используя помощь учителя

части страны они живут
Находят
на
политикоадминистративной карте РФ
края, области, республики,
автономные
округа,
автономные области, города
федерального
значения.
Показывают
крупные
административнотерриториальные
единицы
(области, республики), дают
характеристику
географического положения
(по плану), показывают на
карте
Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые
находятся
на
территории
России.
Описывают
географическое
положение
ВосточноЕвропейской
и
ЗападноСибирской
равнины,
Среднесибирского
плоскогорья. Называют горы
России, показывают их на
физической карте России.
Наносят на контурную карту,
выделенные в тексте жирным
шрифтом
географические
объекты

11

5

6

7

Полезные ископаемые,
их
основные
месторождения

1ч.

Повторение
и
закрепление
знаний о полезных ископаемых,
способах
их
добычи,
рациональном
использовании.
Формирование представлений о
богатстве недр страны

Называют и показывают
(заранее обозначенные
учителем на настенной
карте)
крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых
России (с помощью).
Составляют рассказ о
бережном отношении к
природным ресурсам по
опорным
словам
и
словосочетаниям

Климат России

1ч.

Повторение
и
закрепление
знаний о поясах освещенности,
климате, погоде. Формирование
представлений о климате разных
частей РФ

По схеме перечисляют
пояса освещенности. По
плану
и
опорным
предложениям
рассказывают о климате
своей местности.

Водные
ресурсы
России,
их
использование.

1ч.

Повторение
и
закрепление
знаний о водоемах, их условном
изображении на физической
карте, использовании воды в
народном хозяйстве, охране рек
и озер. Продолжить формировать
понятия о крупнейших реках и
озерах
РФ.
Продолжить
формирование
навыков
правильного
показа

Находят в словаре и
зачитывают
определение, что такое
водные
ресурсы.
Называют
(заранее
выделенные учителем) и
показывают
крупные
реки и отмечают их на
контурной
карте.
Рассказывают как люди

Перечисляют
полезные
ископаемые,
которые
добываю
на
территории
России.
Называют
и
показывают на настенной
карте
крупнейшие
месторождения нефти и газа.
Наносят на контурную карту
крупнейшие месторождения
полезных
ископаемых.
Рассказывают,
почему
необходимо
бережно
относиться
к
природным
ресурсам
Называют, какие факторы
влияют на климат, почему на
территории России находится
несколько
климатических
поясов.
Рассказывают
о
климате европейской части
России, Сибири и Дальнего
Востока
Называют и показывают на
карте реки и озера России,
указанные
в
учебнике.
Рассказывают
об
использовании
водных
ресурсов
по
плану.
Обсуждают
возможности
хозяйственного использования
рек

12

географических объектов на используют водоемы по
карте.
предложенным учителем
Закрепление и систематизация предложениям
знаний о водоемах своего края

13

8

9

10

Население России.
Народы России.

Промышленностьоснова хозяйства,
отрасли

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о России как
многонациональном государстве,
о разнообразии народов, их
традициях, вероисповедании.
Воспитание толерантного
отношения к людям других
национальностей

Называют
некоторые
народы, проживающие
на территории России
(до
4
названий).
Рассказывают
об
обычаях своего народа,
опираясь на сюжетные
картинки и иллюстрации

1ч.

Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
народном хозяйстве и основных
отраслях народного хозяйства
РФ.
Закрепление
и
систематизация
знаний
о
промышленных
предприятиях
своего края.
Продолжение
формирования
навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе

Называют
некоторые
отрасли
тяжелой
и
легкой промышленности
(машиностроение,
швейная
промышленность,
пищевая
промышленность)
с
опорой
на
иллюстративный
материал
–
схемы,
рисунки.
Составляют рассказ о
видах промышленности
по опорным словам и
словосочетаниям.

1ч.

Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
сельском хозяйстве РФ и его
основных отраслях. Закрепление
и систематизация знаний о
сельскохозяйственных угодьях

Называют
отраслевой
состав растениеводства
(полеводство,
садоводство)
и
животноводства
(скотоводство,

её

Сельское хозяйство, его
отрасли

Знакомятся
с
понятием
«плотность
населения».
Перечисляют
названия
народов России (с опорой на
таблицу). Показывают на
карте
места
расселения
отдельных народов (с опорой
на
политикоадминистративную карту)
Называют
отрасли
промышленности на основе
иллюстративных материалов
учебника. Называют, какую
продукцию
выпускают
предприятия
тяжелей
промышленности, что такое
легкая
промышленность,
какие отрасли относятся к
пищевой промышленности.
Показывают
на
карте
крупнейшие промышленные
города, заранее выделенные
учителем.
Называют основные отрасли
промышленности своего края
(с помощью учителя)
Называют отраслевой состав
растениеводства (полеводство,
садоводство, лесоводство) и
животноводства
(скотоводство, птицеводство,
рыболовство)

14

своего края и их использовании

11

12

Транспорт.
Экономическое
развитие европейской и
азиатской частей
России

Размещение природных
зон
на территории
России

1ч.

1ч.

Формирование представлений о
транспортном сообщении на
территории РФ, показ различия и
значения грузовых и
пассажирских перевозок.
Формирование первоначальных
представлений обучающихся об
экономическом развитии
Европейской и азиатской части
России

птицеводство) с опорой с опорой на иллюстративный
на
иллюстративный материал.
материал
Называют главную зерновую
культуру
нашей
страны,
устанавливают с помощью
учителя
причинноследственные
зависимости
между климатом и развитием
сельского хозяйства.
Называют основные отрасли
сельского хозяйства своего
края (с помощью учителя)
Перечисляют
виды Сравнивают
экономическое
транспорта.
Называют развитие
европейской
и
транспорт, на котором азиатской частей России с
перевозят
людей
и помощью учителя.
грузы. Рассказывают о Называют
с опорой на
транспорте своего города иллюстративный
материал
основные
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
европейской
и
азиатской частей России

Природные зоны России – 2 часов
Продолжение формирования
Называть
природные
представлений обучающихся о
зоны России с помощью
многообразии природных
учителя
(схемы,
условий России. Знакомство с
таблицы), находить и
названиями природных зон
показывать
на
России.
картинах/фотографиях
разные природные зоны
России

Характеризуют особенности
климата
природных
зон
России. Объясняют различие
в климате в разных районах
нашей страны

15

16

13 Карта природных
России

зон

1ч.

14

Положение на карте

1ч.

15

Климат

1ч.

Продолжение формирования
Называют
природные
представлений обучающихся о
зоны,
в
которых
многообразии природных
расположена Россия (по
условий России. Знакомство с
карте природных зон),
названиями природных зон
показывают
на
России и их географическим
настенной
карте
(с
положением, картой природных
помощью)
зон России, условными цветами
карты природных зон
Зона арктических пустынь – 5 часов
Формирование первоначальных
Называют
общие
представлений обучающихся о
особенности
зоны
зоне арктических пустынь, ее
арктических
пустынь
географическом положении.
после
объяснения
Продолжение формирования
учителя. Называют и
навыков показа географических
показывают
на
объектов на карте, навыков
настенной карте зону
работы с контурной картой
арктических
пустынь.
Перечисляют с опорой
на карту моря Северного
Ледовитого
океана,
показывают на карте
Продолжение формирования
Описывают
типичную
представлений обучающихся о
зимнюю
и
летнюю
зоне арктических пустынь.
погоду зоны арктических
Знакомство с особенностями
пустынь (с помощью
климата и природными
учителя)
явлениями изучаемой природной
зоны

Называют природные зоны, в
которых расположена Россия
и показывают их на настенной
карте. Объясняют зависимость
размещения зон от климата.
Условными
цветами
раскрашивают
природные
зоны в контурной карте
Показывают природную зону
на
настенной
карте
и
отмечают на контурной карте.
Называют и показывают на
карте
острова
и
моря
Северного Ледовитого океана

Рассказывают, какие факторы
влияют на климат зоны
арктических пустынь. По
иллюстрации
описывают
полярный день и полярную
ночь, арктическое лето

17

16

Растительный и
животный мир

1ч.

17

Население и его
основные занятия

1ч.

18

1ч.
Северный морской путь

Продолжение
формирования
представлений обучающихся о
зоне
арктических
пустынь.
Знакомство
с
основными
представителями растительного
и животного мира Арктики.
Воспитание
бережного
отношения к растительному и
животному миру.
Продолжение
формирования
навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне арктических пустынь.
Формирование знаний
обучающихся о занятиях
населения в зоне арктических
пустынь

Рассматривают
и называют по
иллюстрации растения и
животных
зоны
арктических
пустынь.
Составляют рассказ об
одном из представителей
фауны
Арктики
по
предложенным учителям
предложениям

Называют
типичных
представителей животного и
растительного мира зоны
арктических пустынь (до 4
названий). Устанавливают, с
помощью учителя, причинноследственные
зависимости
между
внешним
видом,
строением и образом жизни

По
иллюстрации
рассказывают,
чем
занимаются население в
зоне
арктических
пустынь

Продолжение формирования
представления обучающихся о
зоне арктических пустынь.
Формирование элементарных
представлений о развитии
судоходства в морях Северного
Ледовитого океана, омывающих

Показывают на карте
северный морской путь
(заранее обозначенный
на
карте).
По
иллюстрации
рассказывают,
какие
грузы
доставляют

Устанавливают, с помощью
учителя,
причинноследственные
зависимости
между климатом и занятиями
населения.
Называют
основные занятия ученых в
Арктике.
Называют, с
помощью учителя, основные
экологические проблемы зоны
в связи с особенностями
хозяйственной деятельности
человека
Показывают
на
карте
Северный
морской
путь.
Рассказывают, для чего был
проложен Северный морской
путь. Отмечают на контурной
карте крупные порты Арктики

18

территорию России

19

Положение на карте.
Рельеф. Полезные
ископаемые

1ч.

20

Климат. Водоемы
тундры

1ч.

21

Растительный мир

1ч.

жителем крайнего севера
по Северному морскому
пути
Зона тундры - 8 часов
Формирование представлений
Показывают
на
обучающихся о тундре.
настенной карте зону
Знакомство с географическим
тундры (с помощью).
положением зоны тундры.
Закрашивают
данную
Продолжение формирования
природную
зону
в
навыков показа географических
контурной
карте.
объектов на карте, навыков
Перечисляют полезные
работы в контурной карте
ископаемые,
которые
добывают в
тундре,
используя
помощь
учителя
Формирование представлений
Называть
типичные
обучающихся о тундре.
особенности
климата
Знакомство с климатическими
тундры, указанные в
условиями и водоемами.
учебнике. Рассказывают
Продолжение формирования
о
климатических
навыков показа географических
условиях тундры по
объектов на карте, навыков
плану
и
опорным
работы с контурной картой
словами
(словосочетаниям).
Показывают
(заранее
выделенные учителем)
реки, протекающие по
тундре

Показывают
на
карте
природную
зону
тундры.
Описывают
географическое
положение тундры (по плану)
и отмечают ее на карте.
Называют,
с
какими
природными зонами граничит
тундра,
какие
полезные
ископаемые там добывают

Называют,
какой
климат
характерен для зоны тундры.
Сравнивают зиму и лето
своего края с зимой и летом
зоны тундры. Обсуждают
особенности климата тундры
на основании материалов
учебника.
Анализируют
особенности
тундровоглеевых почв. Называют реки,
протекающие по зоне тундры,
и показывают их на карте.
Объясняют, почему в зоне
тундры много болот
Продолжение формирования
Рассматривают
на Устанавливают, с помощью
представлений обучающихся о
рисунке или гербарии учителя,
причиннотундре. Знакомство с основными растения. С опорой на следственные
зависимости

19

представителями растительного
мира изучаемой природной зоны.
Воспитание бережного
отношения к растительному
миру своей страны

22

Животный мир тундры

1ч.

23

Хозяйство. Население и
его основные занятия

1ч.

24

Города: Мурманск,
Нарьян-Мар

1ч.

иллюстрации
или
гербарий,
называют
характерные
особенности
растений
тундры.
По плану и опорным
словами
(словосочетаниям)
рассказывают об одном
из растений тундры
Продолжение формирования
По рисункам называют
представлений обучающихся о
животных зоны тундры.
тундре. Знакомство с основными Составляют рассказ о
представителями животного
северном
олене,
мира изучаемой природной зоны. используя предложенные
Воспитание бережного
учителем предложения.
отношения к животному миру
Называют
животных
своей страны
зоны
тундры
(по
рисункам с надписями)
Продолжение формирования
Составляют рассказ о
представлений обучающихся о
занятиях
населения
тундре. Знакомство с
Крайнего
Севера,
хозяйством, населением тундры. используя
помощь
Воспитание уважительного
учителя. С помощью
отношения к жителям коренных
иллюстраций называют
народов Севера
основные
занятия
населения
Продолжение формирования
Показывают на карте
представлений обучающихся о
изучаемые
города
тундре. Знакомство с
(заранее
выделенные
крупнейшими городами
учителем), отмечают их
изучаемой природной зоны, их
на контурной карте (с

между климатом и внешним
видом растений. Например,
почему в зоне тундры не
могут расти высокие деревья.
Составляют
рассказ,
используя опорные слова, о
том,
как
растения
приспособились к суровым
условиям тундры
Рассказывают, как животные
приспособились к суровому
климату
тундры.
Устанавливают с помощью
учителя,
причинноследственные
зависимости
между климатом и внешним
видом и образом жизни
животных
Называют коренные народы
(до 3 названий), проживающие
в зоне тундры, их быт,
обычаи. Традиции, основные
занятия

Составляют
краткие
характеристики городов по
плану. Называют основные
занятия населения (отрасли
промышленности) изучаемых

20

географическим положением,
хозяйством,
достопримечательностями.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой

помощью)

городов. Показывают города
на карте и отмечают их на
контурной карте

21

25

Города тундры:
Салехард, Норильск,
Анадырь

1ч.

26

Экологические
проблемы Севера.
Охрана природы
тундры

1ч.

27

Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые

1ч.

Продолжение формирования
Показывают на карте
представлений обучающихся о
изучаемые
города
тундре. Знакомство школьников (заранее
выделенные
с крупнейшим городами
учителем), отмечают их
изучаемой природной зоны, их
на контурной карте (с
географическим положением,
помощью)
хозяйством,
достопримечательностями.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой
Продолжение формирования
Показывают
представлений обучающихся о
заповедники
зоны
тундре. Знакомство с
тундры
(заранее
экологическими проблемами
выделенные учителем)
Севера. Воспитание у
на карте России
обучающихся бережного
отношения к природе своей
страны
Лесная зона – 18 часов
Формирование представлений о
Показывают на карте
зоне лесов как о самой большой
природных зон России
по площади природной зоне
лесную зону. На карте
России. Знакомство с
природных
зон
географическим положением,
называют, каким цветом
особенностями рельефа и
обозначена лесная зона.
полезными ископаемыми
Обозначают
ее
в
изучаемой природной зоны.
контурной
карте
(с
Продолжение формирования
помощью). Составляют
навыков показа географических
рассказ о рельефе лесной
объектов на карте, навыков
зоны из предложенных

Находят и показывают на
карте
города
Салехард,
Норильск,
Анадырь.
Рассказывают о городах по
плану. Называют основные
занятия населения (отрасли
промышленности) изучаемых
городов. Рассказывают об
особенностях этих городов.
Отмечают их на контурной
карте
Устанавливают с помощью
учителя
причины
экологических
проблем.
Находят на карте заповедники
зоны тундры, рассказывают о
них, опираясь на таблицы,
иллюстрации
По
плану
дают
характеристику
географического положения
лесной зоны. Наносят ее на
контурную карту (с помощью
учителя).
Используя
физическую карту России,
рассказывают об особенностях
рельефа лесной зоны по плану
с помощью учителя

22

работы в контурной карте.
Воспитание бережного отношения
к природным ресурсам
Формирование представлений о
зоне лесов. Знакомство с
особенностями климата лесной
зоны

учителем предложений

Показывают реки и озёра
(заранее
выделенные
учителем
на
карте).
Наносят на контурную
карту названия рек, озер,
каналов (с помощью).
Составляют рассказ о
реках и озерах лесной
зоны,
по
опорным
словам,
и
словосочетаниям
Называют
хвойные Показывают хвойные леса на
деревья.
Описывают карте с помощью учителя
одно
из
хвойных

28

Климат

1ч.

29

Реки, озера, каналы

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о лесной зоне.
Знакомство с водоемами
изучаемой природной зоны.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы в контурной карте.
Воспитание бережного
отношения к водным ресурсам

30

Растительный мир.
Хвойные леса (тайга)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о растительном
мире лесной зоны. Закрепление

Называют, в каком поясе
освещенности
расположена лесная зона
(с опорой на схему).
Называют
основные
характеристики погоды в
разные времена года
(лето, осень. весна, зима)

Рассказывают по схеме, какое
влияние
на
климат
европейской части лесной
зоны оказывают влажные и
теплые
ветры
с
Атлантического
океана.
Сравнивают
климат
европейской части лесной
зоны
с
азиатской.
На
контурной
карте
рисуют
карандашом
стрелки,
показывающие направления
ветров с Атлантического,
Тихого
и
Северного
Ледовитого океана
Называют и показывают реки
и озера, которые расположены
в европейской и азиатской
частях лесной зоны. Наносят
на контурную карту названия
рек, озер, каналов. Составляют
рассказ о реках и озерах
лесной зоны (по плану)

23

и расширение представлений о
влиянии климата на
растительный мир.
Воспитание бережного
отношения к растительному
миру своей страны.
31

Смешанные и
лиственные леса

1ч.

32

Животный мир

1ч.

33

Пушные звери

1ч.

Закрепление и расширение
представлений о влияние
климата на растительный мир.
Повторение и обобщение знаний
обучающихся о растительности
смешанных и лиственных лесов.
Воспитание бережного
отношения к растительному
миру своей страны
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с
животным миром лесной зоны.
Воспитание бережного
отношения к животному миру
своей страны

Продолжить формирование
представлений обучающихся о

деревьев
по
плану.
Выписывают в тетрадь
породы
деревьев
европейской и азиатской
частей тайги.
Показывают на карте
зону лесов
Называют по рисунку
растения
смешанных
лесов.
Называют
лиственные
деревья.
Описывают
одно из лиственных
деревьев по плану.
Показывают на карте
зону лесов
Называют животных и
птиц лесной зоны (до 5
названий). Узнают на
рисунках
животных
лесной
зоны.
Составляют рассказ об
одном из животных
лесной зоны, используя
помощь учителя

Проводят на контурной карте
примерную
границу
смешанных лесов с помощью
учителя.
Сравнивают
смешанные (лиственные) леса
и тайгу по плану. Составляют
рассказ об уссурийской тайге
Рассказывают о многообразии
животных
лесной
зоны:
хищные,
травоядные,
всеядные. Устанавливают, с
помощью учителя, причинноследственные
зависимости
между
климатом
и
особенностями
животного
мира. Составляют рассказ об
одном из животных лесной
зоны по плану. Называют
животных, которые занесены в
Красную книгу

Называют
пушных Объясняют,
зверей (до 3 названий). называют

каких зверей
пушными.

24

лесной зоне. Знакомство с
пушными зверями лесной зоны.
Воспитание бережного
отношения к животному миру
своей страны

34

Значение леса

1ч.

35

Промышленность и
сельское хозяйство
лесной зоны.
Промышленность и
сельское хозяйство
Центральной России

1ч.

36

Города Центральной
России

1ч.

37

Особенности развития

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Повторение,
систематизация и обобщение
знаний о значении леса
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с
промышленностью и сельским
хозяйством Центральной России.
Расширение представлений
обучающихся о народном
хозяйстве РФ
Формирование представлений
обучающихся о крупных
городах, расположенных на
территории лесной зоны.
Расширение и закрепление
знаний о столице России.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы в контурной карте
Продолжить формирование

Выписывают в тетрадь
из учебника названия
травоядных и хищных
пушных
зверей.
Составляют рассказ об
одном пушном звере (с
помощью опорных слов)
Готовят
схему
о
значении леса в жизни
человека,
используя
помощь учителя
Выписывают в тетрадь
ведущие
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства. По
рисунку
называют
товары,
выпускаемы
промышленными
предприятиями
Центральной России
Находят на настенной
карте и отмечают на
контурной
карте
крупные
города
Центральной
России,
используя
помощь
учителя.
Составляют
рассказ о Москве по
предложенным учителем
предложениям
Выписывают в тетрадь

Называют пушных зверей (до
5 названий). Выписывают в
тетрадь из учебника названия
травоядных
и
хищных
пушных зверей. Составляют
рассказ об одном пушном
звере по плану
Рассказывают о значении леса
в жизни людей. Готовят схему
о значении леса в жизни
человека. Повторяют правила
поведения в лесу
Называют основные отрасли
промышленности и сельского
хозяйства
с
опорой
на
иллюстративный материал.
Рассказывают
о
промышленности и сельском
хозяйстве
Центральной
России по плану
Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
крупные города Центральной
России. Составляют рассказ
об
одном
из
городов
Центральной России по плану

Определяют

географическое

25

хозяйства СевероЗападной России

представлений обучающихся о
лесной зоне.
Знакомство с промышленностью
и сельским хозяйством СевероЗападной России. Расширение
представлений обучающихся об
экономических районах,
народном хозяйстве РФ

ведущие
отрасли
промышленности
и
сельского хозяйства. По
рисунку
называют
товары,
выпускаемые
промышленными
предприятиями СевероЗападной России

Находят на настенной
карте и отмечают на
контурной
карте
крупные города СевероЗападной
России,
используя
помощь
учителя.
Составляют
рассказ
о
СанктПетербурге
по
предложенным учителем
предложениям
Отмечают на контурной
карте крупные города
Северо-Западной России,
используя
помощь
учителя.
Составляют
рассказ об одном из
городов
по
предложенным учителем

38

Города СевероЗападной России:
Санкт-Петербург,
Архангельск

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о крупных
городах, расположенных на
территории лесной зоны.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы в контурной карте

39

Города СевероЗападной России:
Новгород, Псков,
Калининград

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о крупных
городах, расположенных на
территории лесной зоны.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков
работы в контурной карте

положение Северно-Западной
России по карте с помощью
учителя. Называют основные
отрасли промышленности и
сельского хозяйства с опорой
на иллюстративный материал.
Выписывают
в
тетрадь
ведущие
отрасли
промышленности и сельского
хозяйства.
Рассказывают
о
промышленности и сельском
хозяйстве по плану
Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
изучаемые
города.
Перечисляют
отрасли
промышленности,
которые
развиты в этих городах.
Составляют рассказ об одном
из городов по плану

Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
изучаемые
города.
Перечисляют
отрасли
промышленности,
которые
развиты в этих городах.
Составляют рассказ об одном
из городов по плану

26

40

Западная Сибирь

1ч.

41

Восточная Сибирь

1ч.

42

Дальний Восток

1ч.

предложениям
Продолжить формирование
Выписывают в тетрадь
представлений обучающихся о
ведущие
отрасли
лесной зоне.
промышленности
и
Знакомство школьников с
сельского
хозяйства.
промышленностью Западной
Перечисляют по карте
Сибири.
полезные ископаемые,
Расширение представлений
которые добывают в
обучающихся об экономических Западной
Сибири.
районах, народном хозяйстве РФ. Находят на карте города,
Продолжение формирования
которые упоминались в
навыков показа географических
тексте
учебника
(с
объектов на карте, навыков
помощью учителя)
работы с контурной картой
Продолжение формирования
Выписывают в тетрадь
представлений обучающихся о
ведущие
отрасли
лесной зоне.
промышленности
и
Знакомство с промышленностью сельского
хозяйства.
Восточной Сибири.
Перечисляют по карте
Расширение представлений
полезные ископаемые,
обучающихся об экономических которые добывают в
районах, народном хозяйстве РФ. Восточной Сибири.
Продолжение формирования
Находят на карте города,
навыков показа географических
которые упоминались в
объектов на карте, навыков
тексте
учебника
(с
работы в контурной карте
помощью учителя)
Продолжение формирования
Находят на физической
представлений обучающихся о
карте России Дальний
лесной зоне.
Восток (с помощью).
Знакомство с основными
Выписывают в тетрадь
отраслями промышленности
ведущие
отрасли
Дальнего Востока.
промышленности
и

Определяют географическое
положение Западной Сибири
по карте (с помощью учителя).
Называют
полезные
ископаемые,
которые
добывают в этом регионе.
Показывают
на
карте
крупнейшие месторождения

Определяют географическое
положение Восточной Сибири
по карте с помощью учителя.
Называют
основные
природные
богатства
Восточной
Сибири.
Рассказывают,
как
люди
используют реки Восточной
Сибири.
Называют ведущие отрасли
промышленности
Находят на физической карте
России
Дальний
Восток.
Определяют географическое
положение восточной Сибири
по карте с помощью учителя.
Перечисляют
полезные

27

Расширение представлений
обучающихся об экономических
районах, народном хозяйстве РФ

сельского
хозяйства.
Перечисляют по карте
полезные ископаемые (с
помощью учителя)

ископаемые,
которые
добывают
на
Дальнем
Востоке, показывают на карте
крупнейшие месторождения.
Называют ведущие отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

28

43

Заповедники и
заказники лесной зоны

1ч.

44

Обобщающий урок по
лесной зоне

1ч.

45

Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые. Реки

1ч.

Продолжение формирования
Составляют рассказ о
представлений обучающихся о
правилах поведения в
лесной зоне.
лесу, используя помощь
Расширение представлений
учителя. Обозначают на
обучающихся об охране природы контурной
карте
в лесной зоне.
крупнейшие
Воспитание бережного
заповедники
и
отношения к природным
национальные
парки,
богатствам своей страны.
памятники Всемирного
Продолжение формирования
природного наследия
навыков показа географических
(с помощью учителя)
объектов на карте, навыков
работы с контурной картой
Обобщение представлений
Систематизируют
и
обучающихся о лесной зоне
обобщают знаний по
России. Воспитание бережного и лесной зоне
рационального использования
природных богатств России.
Формирование умений работать
в малых группах при
выполнении заданий
Степная зона– 8 ч.
Формирование первоначального Показывают на карте
представления обучающихся о
«Природные
зоны
зоне степей. Знакомство с
России» зону степей.
географическим положением,
Показывают
рельефом, полезными
месторождения
ископаемыми и водоемами
полезных ископаемых и
степной зоны.
реки степей (с помощью
Продолжение формирования
учителя). Подписывают
навыков работы обучающихся с
их названия в контурной
настенной картой, картами
карте

Устанавливает
причинноследственные
зависимости
между
деятельностью
человека и необходимостью
охраны природы. Обозначают
на
контурной
карте
крупнейшие заповедники и
национальные
парки,
памятники
Всемирного
природного
наследия
с
помощью учителя
Систематизируют и обобщают
знаний по лесной зоне.
Показывают
изученные
объекты на физической карте
и карте природных зон

Называют основные признаки
степей.
Дают
краткую
характеристику
географического положения
зоны степей. Перечисляют
полезные
ископаемые,
которые добывают в зоне
степей.
Характеризируют
климатические
условия
степной зоны. Показывают на

29

46

Растительный мир

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство
школьников с растительным
миром степной зоны и его
особенностями.
Воспитание бережного
отношения к растительному
миру своей страны

По рисунку называют
растения степной зоны.
Выписывают
их
в
тетрадь, рассказывают о
растениях степей по
плану,
используя
помощь учителя

47

Животный мир

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с
животным миром степной зоны и
его особенностями.
Воспитание бережного
отношения к животному миру
своей страны

По рисунку называют
животных степей.
Составляют рассказ о
растениях степей по
плану,
используя
помощь учителя

48

Хозяйство. Население
и его основные занятия

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с
населением изучаемой

По рисунку перечисляют
занятия
населения
степной
зоны.
Составляют рассказ о

карте
«Природные
зоны
России» и обозначают зону
степей на контурной карте
Называют некоторые растения
зоны степей.
С помощью учителя выделяют
причинно-следственные
зависимости между климатом
и
особенностями
растительного мира.
Обсуждают приспособление
растений
к
условиям
существования, формулируют
выводы.
Рассказывают
о
растениях по плану.
Называют
некоторых
животных зоны степей (до 4) с
помощью
учителя,
устанавливают
причинноследственные
зависимости
между
климатом
и
особенностями
животного
мира. Составляют рассказ об
одном из животных зоны
степей
по
плану.
Рассказывают, как животные
приспособились к жизни в
степях
Перечисляют
основные
занятия населения. Называют
отрасли
промышленности,
развитые в зоне степей. С

30

природной зоны и его занятиями.

сельскохозяйственных
культурах,
которые
выращивают в степной
зоне, используя помощь
учителя

Находят и показывают
на карте степную и
лесостепную зоны (с
помощью). Записывают
названия
крупных
городов степной зоны в
тетрадь.
Составляют
рассказ о городах по
предложенным учителем
предложениям
Показывают
на
настенной карте крупные
города степной зоны,
расположенные на Волге
(с
помощью).
Составляют рассказ об
одном из городов с
опорой на план и
иллюстрации
Показывают
на
настенной карте крупные
города степной зоны (с
помощью) Составляют

49

Города лесостепной и
степной зон: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск

1ч.

Продолжить формирование
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с
крупными городами.
Продолжение формирования
навыков работы обучающихся с
настенной картой

50

Города степной зоны:
Самара, Саратов,
Волгоград

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с
крупными городами.
Продолжение формирования
навыков работы обучающихся с
настенной картой

51

Города степной зоны:
Ростов-на-Дону,
Ставрополь, Краснодар

1ч.

Продолжить формирование
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с
крупными городами.

помощью
учителя,
устанавливают
причинноследственные
зависимости
между
климатом
и
хозяйственной деятельностью
человека. Рассказывают о
сельскохозяйственных
культурах, выращиваемых в
степях
Показывают на карте степную
зону. Перечисляют крупные
города и отмечают их в
контурной карте.
Рассказывают
о
городах
степей по плану

Показывают на карте степную
зону. Находят на настенной
карте города степной зоны,
расположенные на берегах
Волги,
отмечают
их
в
контурной
карте.
Рассказывают
о
городах
степей по плану
Называют города-миллионеры
степной
зоны.
Находят
изучаемые
города
на
настенной
карте.

31

Совершенствование навыков
показа географических объектов
на карте, навыки работы с
контурной картой

рассказ об одном из Рассказывают о городах по
городов по плану и плану. Подписывают названия
предложенных учителем городов в контурной карте
предложений

32

52

Охрана природы
степной зоны

1ч.

53

Положение на карте.
Рельеф.
Полезные
ископаемые

1ч.

54

Климат. Реки

1ч.

Формирование представление
По
схеме
называют
обучающихся об экологических
экологические проблемы
проблемах в степной зоне и
зоны степей.
способах их решения.
На контурной карте
Воспитание бережного
отмечают заповедники
отношения к природным
степной зоны, используя
богатствам своей страны
помощь учителя
Зона полупустынь и пустынь – 7 часов
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о
природных зон России
зоне полупустынь и пустынь.
зону
пустынь
и
Знакомство с географическим
полупустынь.
положением, рельефом,
Закрашивают
в
полезными ископаемыми зоны
контурной карте зону
пустынь
пустынь и полупустынь.
Показывают на карте по
условным
знакам
полезные
ископаемые,
которые добывают в
пустыне
Формирование представлений
Показывают на карте
обучающихся о зоне пустынь и
природные
зоны
полупустынь. Знакомство с
пустыни и полупустыни.
особенностями климата и реками Называют
основные
изучаемой природной зоны.
особенности
климата
Продолжение формирования
пустынь с опорой на
навыков работы обучающихся с
схему (климат сухой и
настенной, контурной картами
жаркий)
Показывают
реки зоны пустынь и
полупустынь,
заранее
выделенные учителем.
Подписывают
их

Рассказывают,
какая
опасность угрожает животным
степной зоны. Показывают на
карте заповедники степной
зоны и отмечают их в
контурной карте
Называют основные признаки
пустынь.
Показывают зону пустынь на
настенной карте и отмечают
ее
в
контурной
карте.
Перечисляют
полезные
ископаемые,
которые
добывают в пустынях и
полупустынях

Характеризуют климатические
условия зоны пустынь и
полупустынь.
Перечисляют
реки
зоны
пустынь
и
отмечают их в контурной
карте

33

55

Растительный мир

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о зоне пустынь и
полупустынь. Знакомство с
особенностями растительного
мира изучаемой природной зоны

56

Животный мир

1ч.

Продолжение формирование
представлений обучающихся об
особенностях природы зоны
пустынь и полупустынь.
Воспитание бережного
отношения к миру природы

названия в контурной
карте.
Составляют
рассказ о реках пустыни
по плану, используя
помощь учителя
По
иллюстрациям
называют растения зоны
пустынь.
Составляют
рассказ
о
любом
растение по опорным
словам
и
словосочетаниям

По
иллюстрациям
называют
животных
зоны
пустынь.
Составляют рассказ о
верблюде по опорным
словам
и
словосочетаниям

Называют растения пустынь и
полупустынь
с
помощью
учителя,
устанавливают
причинно-следственные
зависимости между климатом
и
особенностями
растительного
мира.
Рассказывают как растения
зоны пустынь и полупустынь
приспособились
к
засушливому
климату.
Рассказывают о растениях по
плану
Называют животных пустынь
и полупустынь с помощью
учителя.
Устанавливают
причинно-следственные
зависимости
между
растительным и животным
миром. Рассказывают как
животные приспособились к
жизни в полупустыне и
пустыне.
Описывают
животных зоны
пустынь.
Составляют
рассказ
о
животных зоны пустынь и
полупустынь

34

57

Хозяйство. Население
и его основные занятия

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство школьников с
населением и его основными
занятиями. Воспитание
уважительного отношения к
людям других
национальностей, их обычаям и
традиция

58

Города
полупустынь
пустынь

1ч.

59

Охрана природы зоны
пустынь и
полупустынь.

Продолжение формирование
представлений обучающихся о
зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство с крупными
городами изучаемой природной
зоны.
Совершенствование навыков
работы с настенной и контурной
картами
Формирование представление
обучающихся об экологических
проблемах в зоны пустынь и
полупустынь и способах их
решения.
Воспитание бережного
отношения к природным
богатствам своей страны

зоны
и

1ч.

Показывают на карте
зону
пустынь
и
полупустынь с опорой на
иллюстрации, называют
основные
занятия
жителей зоны пустынь и
полупустынь.
Составляют рассказ о
занятиях жителей зоны
пустынь и полупустынь,
используя
помощь
учителя
На
настенной
карте
показывают города зоны
пустынь и полупустынь,
используя
помощь
учителя.
Выписывают
названия
крупнейших
городов в тетрадь
По
схеме
называют
экологические проблемы
зоны
пустынь
и
полупустынь.
Показывают
зону
пустынь и полупустынь
на карте.
Рассказывают о зоне
пустынь и полупустынь
по опорным словам

Называют основные занятия
населения зоны пустынь и
полупустынь.
Перечисляют
отрасли сельского хозяйства
полупустынь.
Составляют
рассказ о занятиях жителей
зоны пустынь и полупустынь
(территории между Волгой и
Ахтубой,
побережья
Каспийского моря) по плану
Показывают зоны пустынь и
полупустынь
на
карте
природных зон. Показывают
на карте города Астрахань и
Элиста, отмечают их на
контурной
карте.
Рассказывают о городах зоны
пустынь и полупустынь по
плану
Описывают
географическое
положение зоны пустынь и
полупустынь по плану и карте,
называют
характерные
признаки климата, занятия
населения, крупные города.
Называют
экологические
проблемы зоны пустынь и
полупустынь.
Показывают зону пустынь и
полупустынь и изученные

35

географические объекты на
карте
60

Положение на карте

1ч.

61

Курортное хозяйство.
Население и его
основные занятия

1ч.

62

Города зоны влажных
субтропиков (Сочи,
Анапа, Геленджик).

1ч.

Зона субтропиков – 4 часа
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о
природных зон России
зоне субтропиков.
зону субтропиков (с
Знакомство с географическим
помощью). По рисункам
положением природной зоны,
называют растения и
климатом, особенностями
животных субтропиков.
растительного и животного мира Составляют рассказ об
сухих и влажных субтропиков.
одном
из
растений/
Воспитание бережного
животных по плану с
отношения к природным
помощью учителя
богатствам своей страны
Формирование представлений
обучающихся о зоне
субтропиков.
Знакомство с населением и его
основными занятиями.
Формирование элементарных
представлений о курортном
хозяйстве и его развитии на
Черноморском побережье
Кавказа и на южном берегу
Крыма
Формирование представлений
обучающихся о зоне
субтропиков.
Знакомство школьников с
городами.
Продолжение формирования

По рисункам называют
занятия населения в
субтропиках с помощью
учителя. Находят на
карте города - курорты
на побережье Черного
моря,
заранее
выделенные учителем

Находят
на
карте
(заранее
выделенные
учителем)
города
курорты на побережье
Черного
моря.
Обозначают города на

Показывают
на
карте
природных зон России зону
субтропиков. Отмечают ее на
контурной карте с помощью
учителя.
Характеризуют
климатические
условия
влажных и сухих субтропиков.
Называют дикорастущие и
культурные
растения
субтропиков. Рассказывают об
одном из растений/животных
зоны субтропиков по плану
Называют
культурные
растения,
которые
выращивают в субтропиках.
Перечисляют
занятия
населения данной природной
зоны. Находят на карте
крупные курортные города
субтропиков и отмечают их в
контурной карте
Называют
города
на
побережье Черного моря.
Находят изучаемые города на
настенной
карте.
Рассказывают об одном из
городов
по
плану.

36

63

Города зоны сухих
субтропиков (Ялта,
Севастополь)

1ч.

навыков работы с настенной
картой

контурной
принимая
учителя

карте, Подписывают
названия
помощь городов в контурной карте

Формирование представлений
обучающихся о зоне
субтропиков.
Знакомство школьников с
городами

Находят на карте города
- курорты на побережье
Черного моря (заранее
выделенные учителем).
Обозначают города на
контурной
карте,
принимая
помощь
учителя

Называют
города
на
побережье Черного моря.
Находят изучаемые города на
настенной
карте.
Рассказывают об одном из
городов
по
плану.
Подписывают
названия
городов в контурной карте

37

64

Положение на карте.
Рельеф и полезные
ископаемые. Климат

1ч.

65

Особенности природы
и хозяйства Северного
Кавказа

1ч.

66

Города и экологические
проблемы Урала

1ч.

Высотная поясность в горах – 5 часов
Продолжение формирования
Показывают
горы
представлений обучающихся о
России
(заранее
природных зонах РФ.
выделенные учителем).
Знакомство с областью высотной С
опорой
на
поясности, ее положением на
иллюстрации называют
карте, поверхностью, полезными животных
высотной
ископаемыми, особенностями
поясности.
Используя
климата
карту, называют горы
России
Формирование представлений
Показывают горы на
обучающихся о высотной
карте
с
помощью
поясности.
учителя.По
Знакомство школьников с
иллюстрациям,
с
Кавказскими горами, природой,
помощью опорных слова
населением, хозяйством.
и
словосочетаний,
Воспитание толерантного
рассказывают о природе
отношения к людям других
Кавказа. Показывают и
национальностей, их обычаям и
называют по условным
традициям
знакам
крупные
месторождения
полезных
ископаемых
(нефть)
Формирование представлений
Показывают на карте
обучающихся о высотной
Уральские
горы,
поясности.
используя
помощь
Расширение представлений о
учителя.
Составляют
городах РФ.
рассказ о природных
Знакомство обучающихся с
богатствах Урала по
природой Уральских гор,
предложенным учителем
крупными промышленными
предложениям
городами Урала.

Показывают на карте горы
России. Называют животных,
которые обитают в горах.
Обозначают
горы
на
контурной карте

Рассказывают
о
природе
Кавказа.Перечисляют, с опорой
на
карту,
полезные
ископаемые, которые добывают
на Кавказе. Называют отрасли
сельского хозяйства, которые
развиты в предгорьях Кавказа с
опорой на схему/иллюстрации.
Составляют по плану рассказ о
занятиях горцев, опираясь на
текст учебника
Находят на физической карте
России
Уральские
горы.
Показывают месторождения
полезных
ископаемых.
Рассказывают о природных
богатствах края. Перечисляют,
что выпускают предприятия
тяжелой
промышленности
Урала
с
опорой
на

38

Совершенствование навыков
работы с настенной, настольной,
контурной картами
67

Алтайские горы.
Особенности природы.
Хозяйство. Население и
его основные занятия.
Города

1ч.

68

Обобщающий урок по
географии России

1ч.

Продолжение формирование
представлений обучающихся о
высотной поясности.
Знакомство с природой
Алтайских гор, крупными
городами региона.
Совершенствование навыков
работы с настенной, настольной,
контурной картами
Повторение, обобщение и
систематизация знаний по курсу
«География России».
Формирование навыков работать
в парах, группах, выполнять
самостоятельно задания в
тетради на печатной основе.
Совершенствование навыков
работы с настенной, настольной,
контурной картами

Показывают на карте
Алтайские
горы,
используя
помощь
учителя. По рисункам
отвечают на вопросы,
чем занимаются сельские
жители Алтая
Показывают на карте
природные зоны России.
Называют с опорой на
карту - приложение к
учебнику - характерные
особенности природных
зон России

схему/иллюстрацию.
Показывают на карте крупные
города и отмечают их на
контурной карте
Рассказывают
о
природе
Алтайских гор. Называют
крупные
города
Алтая.
Показывают
на
карте,
отмечают их на контурной
карте. Составляют рассказ о
занятиях сельских жителей
Алтая по плану
Показывают
на
карте
природные
зоны
России.
Определяют по описанию,
иллюстрациям
природные
зоны.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».