общество

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 14
(МКОУ ООШ № 14)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МКОУ ООШ №14
Л.В. Гавриловой
№ 18 от 17.01.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
учебного предмета «Обществознания»
для обучающихся 8-9 класса (ОВЗ) ФГОС

Тавда 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В школе для детей с нарушениями интеллекта преподавание обществоведческого курса должно носить характер морально-этической и политико-правовой
пропедевтики. Курс дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержания.
При этом стоит подчеркнуть, что несмотря на то, что содержание курса носит элементарный
характер, оно все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.
Курс призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта. Цель данного курса — создание
условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в
современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.
Отбор содержания произведен с учетом психологических, познавательных возможностей и социально- возрастных потребностей умственно отсталых детей.
Курс рассчитан на 68 учебных часов (по 34 ч в каждом классе), из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы курса, от половины до двух
третей материала должно быть пред- назначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических
заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи, лабораторные и практические занятия. Одним из основных методов работы с учащимися при изучении данного материала
является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их,
активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

Примерная схема распределения учебного времени по разделам:
8 КЛАСС
(1 ч в неделю) — 34 ч
Введение — 2ч Раздел I — 15 ч Раздел II — 15 ч
Повторение — 2ч

9 КЛАСС
(1 ч в неделю) — 34 ч Повторение — 2ч Раздел III — 22 ч
По усмотрению учителя данная примерная схема может быть изменена с учетом возможностей учащихся и конкретных методических задач раздела.
Повторение — 2ч
Раздел IV — 8 ч
Раздел I
Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о
праве и государстве.
Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой
непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо
регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.
Раздел II
Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политикоправовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.

Раздел III
Посвящен основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной
жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы.
В этом разделе ученики должны познакомиться с основами трудового права, семейного, административного, правом на образование.
Раздел IV
В тематику IV раздела отдельно выносятся основы уголовного права и формирование у умственно отсталых школьников правового самосознания.
Правосудие в стране. Защита граждан.

Содержание материала по разделам, темам 8 КЛАСС (1 ч в неделю) — 34 ч
Введение (2 ч). Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.
Раздел I. Государство, право, мораль (15 н)
Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей.
Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.
Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и уголовная).
Правонарушение. Преступление как вид правонарушения,
59
его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.
Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность.
Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные
и неотчуждаемые права человека.
Раздел II. Конституция Российской Федерации (15 ч)
Конституция Российской Федерации — Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть
Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные
органы
Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.
Повторение —2ч

9 класс

(1 ч в неделю) — 34 ч
Повторение (2 ч)
Раздел III. Права и обязанности гражданина России (22 ч)
Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Основы трудового права.
Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
Трудовая книжка. Перемещение по работе. Причины перемещения. Виды наказаний за нарушения в работе.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Основы семейного права.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка.

Декларация прав ребенка. Понятия счастливая семья, дружная семья.
Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание.
Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.
Раздел VI. Основы уголовного права (8 ч)
Понятие уголовного права. Преступления — наиболее опасные преступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник.
Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в
обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.
Повторение —4ч

Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:

•
Что такое государство?
•
Что такое право?
•
Виды правовой ответственности.
•
Что такое правонарушение?
• Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власть Российской Федерации.
• Какие существуют основные конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации?
Учащиеся должны уметь:
•
Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.
•
Оформлять стандартные бланки.
•
Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения. Правильно оформить просьбу в органы исполнительной
власти.

1.

Планируемые результаты освоения учащимися предмета, курса

Личностные результаты:
-мотивированность и направленность на посильное участие в общественной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов.
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности;
-овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
-умении выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике, на:
§ поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

§ перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
§ объяснение изученных положений на конкретных примерах;
§ оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
§ определение собственного отношения к явлениям жизни человека, формулирование своей точки зрения.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:
№
п/п

Наименование
разделов

Требования к предметным результатам по разделам
Минимальный уровень

I

Личность
и общество

·
демонстрировать на примерах
взаимосвязь природы и общества;
·
распознавать
на
основе
приведенных
данных
основные
типы
обществ;
·
различать
экономические,
социальные,
политические,
культурные
явления и процессы общественной жизни;
·
выполнять
несложные
познавательные и практические задания,
основанные на ситуациях жизнедеятельности
человека в разных сферах общества;
·
характеризовать
экологический кризис как глобальную
проблему человечества, раскрывать причины
экологического кризиса.

II

Сфера
духовной
культуры

·
называть явления духовной
культуры;
·
различать уровни общего
образования в России;
·
находить
и
извлекать
социальную информацию о достижениях и
проблемах
развития
культуры
из
адаптированных источников различного типа;
·
объяснять
необходимость
непрерывного образования в современных
условиях;
·
учитывать
общественные

Достаточный уровень
8 класс
·
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное
поведение;
·
раскрывать влияние современных средств массовой
коммуникации на общество и личность;
·
наблюдать и характеризовать явления и события,
происходящие в различных сферах общественной жизни;
·
выявлять причинно-следственные связи общественных
явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
·
осознанно содействовать защите природы
·
конкретизировать примерами опасность международного
терроризма.

·
объяснять причины возрастания роли науки в современном
мире;
·
оценивать роль образования в современном обществе;
·
характеризовать развитие отдельных областей и форм
культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
·
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и
усвоения достижений культуры;
·
характеризовать
основные
направления
развития
отечественной культуры в современных условиях;
·
характеризовать особенности искусства как формы духовной
культуры;
·
описывать духовные ценности российского народа и

потребности при выборе направления своей выражать собственное отношение к ним;
будущей профессиональной деятельности;
·
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и
·
раскрывать роль религии в Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
современном обществе.
III

Экономиче
·
различать
основных
ская сфера
участников экономической деятельности:
производителей
и
потребителей,
предпринимателей и наемных работников;
·
объяснять роль государства в
регулировании
рыночной
экономики;
анализировать
структуру
бюджета
государства;
·
называть виды налогов;
·
характеризовать
функции
денег;
·
анализировать информацию
об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа;
анализировать несложные статистические
данные, отражающие экономические явления
и процессы;
·
характеризовать экономику
семьи;
·
использовать
полученные
знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;
·
обосновывать
связь
профессионализма и жизненного успеха.

·
объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
·
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
·
анализировать с опорой на полученные знания несложную
экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
·
характеризовать
механизм
рыночного
регулирования
экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль
конкуренции;
·
раскрывать социально-экономическую роль и функции
предпринимательства;
·
раскрывать
рациональное
поведение
субъектов
экономической деятельности;
·
характеризовать
основные
экономические
системы,
экономические явления и процессы, сравнивать их;
·
выполнять практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с описанием состояния российской экономики;
·
анализировать и оценивать с позиций экономических знаний
сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
·
решать с опорой на полученные знания познавательные
задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
·
грамотно применять полученные знания для определения
экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
·
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет.

IV

Социальна
·
описывать
социальную
·
раскрывать
понятия
«равенство»
и
«социальная
я сфера
структуру в обществах разного типа;
справедливость» с позиций историзма;
·
называть
ведущие
·
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
направления
социальной
политики
·
выражать и обосновывать собственную позицию по
Российского государства;
актуальным проблемам молодежи;

·
выделять
параметры,
определяющие социальный статус личности;
·
приводить
примеры
предписанных и достигаемых статусов;
·
описывать
основные
социальные роли подростка;
·
объяснять
причины
межнациональных конфликтов и основные
пути их разрешения;
·
характеризовать, раскрывать
на конкретных примерах основные функции
семьи в обществе;
·
раскрывать основные роли
членов семьи;
·
называть основные слагаемые
здорового образа жизни; осознанно выбирать
верные критерии для оценки безопасных
условий жизни;
·
выполнять
несложные
практические задания по анализу ситуаций,
связанных
с
различными
способами
разрешения семейных конфликтов.
I

Политичес
кая сфера

·
называть ветви власти;
·
различать
форму
и
сопоставлять
формы
правления,
политические
режимы,
территориальное
устройство; различные типы политических
режимов;
·
описывать различные виды
участия гражданина в политической жизни,
обосновывать
ценность
и
значимость
гражданской активности;
·
применять
полученные
знания при чтении текстов разного характера;

·
конкретизировать
примерами
процесс
социальной
мобильности;
·
выполнять несложные практические задания по анализу
ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения семейных конфликтов;
·
характеризовать межнациональные отношения в современном
мире;
·
формировать положительное отношение к необходимости
соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в
соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
·
использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике семейных конфликтов;
·
находить и извлекать социальную информацию о
государственной семейной политике из адаптированных источников
различного типа.

9 класс
·
называть функции каждой из ветвей власти; основные черты и
принципы демократического устройства;
·
характеризовать государственное устройство страны, ее
многонациональный состав; власть и политику как социальные явления;
основные пути борьбы с угрозой терроризма;
·
характеризовать политическое устройство РФ; признаки
государства;
·
раскрывать роль и функции государства в общественной
жизни;
признаки
суверенитета,
основные
черты
и
принципы
демократического устройства; функции основных органов власти в РФ;
·
приводить примеры, показывающие реализацию функций
каждой из ветвей власти; примеры гражданственности и патриотизма;

II

Правовая
сфера

пояснять смысл прочитанных текстов;
выделять в тексте смысловые фрагменты;
находить главное и ответы на вопросы в
учебном тексте; извлекать необходимую
информацию из правового источника;
находить
и
извлекать
социальную
информацию об обществе, о государственном
устройстве России из адаптированных
источников различного типа; извлекать
информацию из юридических документов;
·
обосновывать необходимость
защиты отечества.

государств с различными формами правления;
·
использовать элементы причинно-следственного анализа при
характеристике политической жизни общества; последствий войн и
вооруженных конфликтов;
·
находить и извлекать информацию в СМИ и мультимедийных
ресурсах по проблеме глобализации;
·
выказывать свое отношение к войне как способу разрешения
международных противоречий;
·
оценивать
свой
гражданский
статус;
последствия
глобализации.

·
называть основные права и свободы
граждан РФ, правоохранительные органы
российского
государства,
признаки
правонарушения,
виды
юридической
ответственности;
·
находить
и
извлекать
социальную информацию о правах граждан и
механизмах их защиты, предусмотренных
законодательством РФ из адаптированных
источников
информацию
правового
характера, социальную информацию о защите
прав
человека
из
адаптированных
источников;
·
соотносить
виды
правонарушений
и
разновидности
юридической ответственности;
-исследовать несложные практические
ситуации,
связанные с деятельностью
правоохранительных органов, с юридической
ответственностью;
-моделировать
несложные
ситуации
нарушения прав человека;
·
анализировать
несложные

·
характеризовать
виды
юридической
ответственности,
особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, специальных
органов по защите прав человека, особенности юридической ответственности
несовершеннолетних граждан;
·
различать правовые стороны социальных ситуаций, сферу
деятельности правоохранительных органов, в т. ч. судебной системы, виды
правонарушений;
·
конкретизировать примерами сущностные характеристики
права, деятельность специальных органов по защите прав человека; виды
юридической ответственности;
·
объяснять сущность дееспособности и правоспособности,
сущностные характеристики права:
-определять субъектов права;
-анализировать несложные практические ситуации, связанные с
реализацией гражданами своих прав и свобод;
·
называть права субъектов гражданского, административного
права, обязанности и ответственность работника и работодателя, супругов,
родителей и детей, особенности гражданских, административных, трудовых,
уголовных правоотношений;
·
описывать предусмотренные гражданским правом РФ права
собственности, механизмы защиты прав собственности и разрешения
гражданско-правовых споров, права и обязанности работников и
работодателей;

практические ситуации, связанные с правами
собственности, трудоустройства, родителей и
детей,
супругов,
административных,
гражданских,
трудовых
и
уголовных
правонарушений;
·
исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные
с
семейными,
гражданскими,
административными,
трудовыми
правоотношениями,
уголовной
и
административной
ответственностью
несовершеннолетних;
·
оценивать
собственные
возможности применительно к трудовым
правоотношениям.
2.

·

объяснять условия заключения и расторжения брака.

Содержание учебного предмета, курса обществознания

8 класс
Личность и общество. Что делает человека человеком? Человек, общество, природа. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие
общества.
Как
стать
личностью
Практикум. «Как стать личностью». Кого считать личностью?
Сфера духовной культуры. Сфера духовной жизни. Мораль. Долг и совесть. Моральный выбор – это ответственность. Образование. Наука в
современном
обществе.
Религия
как
одна
из
форм
культуры.
Практикум: «Учимся поступать морально»
Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение
Практикум. «Социальная сфера». Учимся жить в многонациональном обществе.
Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство – основа
экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства в экономике. Распределение доходов. Потребление. Инфляция и семейная экономика.
Безработица и ее причины. Мировое хозяйство и международная торговля.
Практикум. «Экономика». Учимся ориентироваться в основных экономических терминах и понятиях.
9 класс
Политика и власть. Государство. Политические режимы. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Участие граждан в
политической жизни. Политические партии и движения. Межгосударственные отношения.
Практикум: «Учимся участвовать в жизни гражданского общества»

Гражданин и государство. Основы конституционного строя РФ. Права и свободы человека и гражданина. Высшие органы государственной власти в
РФ. Россия – федеративное государство. Судебная система РФ. Правоохранительные органы РФ.
Практикум: «Роль права в жизни граждан»
Основы российского законодательства. Роль права в жизни человека, общества и государства. Правоотношения и субъекты права. Правонарушения
и юридическая ответственность. Гражданские правоотношения. Право на труд. Трудовые отношения. Семья под защитой закона. Административные
правоотношения. Уголовно-правовые отношения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Практикум. «Учимся устраиваться на работу»

3 Тематическое планирование
8 класс (34 часа)
№ п\п

1
2
3
4
5
6

Наименование разделов, тем

Колво часов

Личность и общество

6

Что делает человека человеком?
Человек, общество, природа.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
Развитие общества.
Как стать личностью.*
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Личность и общество»

1
1
1
1
1
1

Сфера духовной культуры
7
8
9
10
11
12
13
14

Сфера духовной жизни.
Мораль.*
Долг и совесть. *
Моральный выбор – это ответственность. *
Образование. *
Наука в современном обществе.
Религия как одна из форм культуры.
Повторительно - обобщающий урок по теме: «Сфера духовной культуры»

15
16
17
18

Социальная структура общества
Социальные статусы и роли
Нации и межнациональные отношения*
Отклоняющееся поведение.

Социальная сфера

8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1

19

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Социальная сфера»

Экономика
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Экономика и ее роль в жизни общества.
Главные вопросы экономики.
Собственность.
Рыночная экономика.
Производство – основа экономики.
Предпринимательская деятельность.
Роль государства в экономике.
Распределение доходов.*
Потребление.
Инфляция и семейная экономика.
Безработица и ее причины и последствия.
Мировое хозяйство.
Международная торговля.
Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»

Итоговое повторение
34

Итоговое повторение и обобщение. Итоговая контрольная работа.

1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс (34 часа)
№ п\п

Наименование разделов, тем

Политика и социальное управление
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Политика и власть. Роль политики в жизни общества.
Государство, его отличительные признаки.
Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Государство. Государственный суверенитет.
Политические режимы. Демократия и тоталитаризм.
Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей.
Гражданское общество. Местное самоуправление.*
Участие граждан в политической жизни. *

Колво часов
15

1
1
1
1
1
1
1
1
1

10
11
12
13
14
15

Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.
Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Влияние СМИ на политическую жизнь общества.
Семинар по теме: «Роль СМИ в предвыборной борьбе»
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политика и социальное управление» Тест.

Право.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. *
Понятия правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права.
Понятие правонарушения и виды юридической ответственности.
Правоохранительные органы.
Конституция – основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство.
Органы государственной власти в РФ.
Права и свободы человека и гражданина. *
Юридические гарантии и система защиты прав человека.
Гражданские правоотношения.
Право на труд. Трудовые правоотношения.
Семейные правоотношения.
Административные правоотношения.
Уголовно-правовые отношения.
Социальные права.
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Правовое регулирование в сфере образования.

Итоговое повторение
33
34

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Право»
Итоговая контрольная работа

1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».