МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Подписано цифровой
подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Дата: 2024.09.02 11:53:05 +05'00'
Приказ № 268
от 30.08.2024 г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП УО (вариант 1)
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения – основной
общеобразовательной школы № 14
на 2024 – 2025 учебный год
Пояснительная записка
Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения – основной общеобразовательной школы № 14 (далее - Учебный
план), реализующей АООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
В целях организации работы МКОУ ООШ № 14 при разработке учебного
плана на 2024-2025 учебный год были использованы следующие нормативные
документы:
Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" (с
изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №
115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (с
изменениями и дополнениями);
Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения –
основной общеобразовательной школы № 14;
Адаптированная
образовательная
программа
для
учащихся
с
ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения –
умственная отсталость) МКОУ ООШ № 14.
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план
определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания
образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его
реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
2 этап - 5 - 9 классы;
Срок обучения по АООП (2 этап) составляет 5 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с 5 по
9 класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при
пятидневной учебной неделе (34 учебные недели в году).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных
предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью
коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в
структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
В обязательную часть учебного плана входят следующие обязательные для
изучения предметные области и общеобразовательные курсы:
- «Язык и речевая практика» - «Русский язык, Чтение (литературное
чтение)»;
- «Математика» - «Математика, Информатика»;
- «Естествознание» - «Природоведение, Биология»;
- «Человек и общество» - «География, Основы социальной жизни, Мир
истории, История отечества»;
- «Искусство» - «Музыка, Рисование (Изобразительное искусство)»;
- «Физическая культура» - «Адаптивная физическая культура»;
- «Технология» - «Профильный труд».
«Общеобразовательные курсы» – образовательная область, включает
основные предметы учебного плана, формирующие личность, способную
существовать в социуме, это «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи».
А также необходимая для развития памяти, пространственного мышления, логики,
это «Математика».
В 5-ом классе в образовательной области «Природа» вводится курс
«Природоведение». Эта же образовательная область предполагает введение в 6
классе биологии и географии.
В образовательной области «Обществознание»: «История Отечества»
представлена в 7, 8-9 классах, «Обществознание» - в 8-9кл.
В целях развития творческих способностей детей и их эстетического вкуса в
образовательной области «Искусство» вводятся такие предметы, как
«Изобразительное искусство» и «Музыка и пение».
Предмет «Изобразительное искусство» способствует коррекции недостатков
познавательной
деятельность
школьников
путём
систематического
и
целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета предметов и их положения в пространстве.
Предмет «Музыка и пение» направлен на коррекцию отклонений в
интеллектуальном развитии и нарушений звукопроизносительной стороны речи.
«Физкультура»: для совершенствования физического развития.
«Трудовая подготовка» является приоритетным в обучении детей с
умственной отсталостью. Трудовое обучение направлено на формирование у
учащихся трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, овладение
ими знаниями о самостоятельной жизни, практическое обучение жизненно
необходимым умениям и навыкам. В предметной области «Трудовая подготовка» в
рамках дисциплины «Профессионально-трудовое обучение» в 5-9 классах ведутся
модули: швейное дело и столярное дело».
Коррекционная подготовка осуществляется в трёх направлениях:
коррекционные курсы (развитие речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка, ритмика), и
обязательные
индивидуальные
и
групповые
коррекционные
занятия
(логопедические, развитие психомоторики и сенсорных процессов). В
максимальную
нагрузку не
входят
часы
занятий,
включенные
в
коррекционноадаптационную область. Индивидуальные занятия проводятся в
течение учебного дня и во внеклассное время. Целью учебного предмета «Развитие
речи» на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности
является общеречевая подготовка детей с нарушением интеллекта как показателя
их общего развития. Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка»
направлен на формирование у обучающихся социального поведения, расширение
социальных контактов, умение адекватно общаться, на формирование навыков
самообслуживания и сохранения своего здоровья.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательн отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом
развитии;
- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная
деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие
направления внеурочной деятельности.
Коррекционная подготовка осуществляется в трёх направлениях:
коррекционные курсы (развитие речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности, социально-бытовая ориентировка, ритмика), и
обязательные
индивидуальные
и
групповые
коррекционные
занятия
(логопедические, развитие психомоторики и сенсорных процессов). В
максимальную нагрузку не входят часы занятий, включенные в коррекционноадаптационную область. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного
дня и во внеклассное время.
Целью учебного предмета «Развитие речи» на основе изучения предметов и
явлений окружающей действительности является общеречевая подготовка детей с
нарушением интеллекта как показателя их общего развития.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» направлен на формирование
у обучающихся социального поведения, расширение социальных контактов,
умение адекватно общаться, на формирование навыков самообслуживания и
сохранения своего здоровья.
Образовательная область «Коррекционные курсы» включает в себя
предметы, направленные на исправление дефектов общего и речевого развития
детей, развитие их познавательной деятельности, формирование и развитие у
учащихся навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования (по
рекомендациям ПМПК). В рамках коррекционной подготовки детей с умственной
отсталостью предусмотрены также индивидуальные и групповые занятия по
логопедии и занятий с психологом, по развитию психомоторики и сенсорных
процессов, которые строятся на основании рекомендаций, данных психологомедико-педагогической комиссией при обследовании детей, и связанны с
коррекцией устной и письменной речи, обогащением словарного запаса,
развитием коммуникативных навыков детей с нарушениями интеллекта.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение может осуществляться МКОУ ООШ № 14
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей, обучающихся с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционноразвивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой
учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в
неделю из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с УО формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет
суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов
должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом
возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей
(пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря
2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью,
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с
участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
Формы промежуточной аттестации.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации
отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины
(модуля) образовательной программы. Промежуточная аттестация проводится в
соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения – основной
общеобразовательной школы № 14», сроки проведения промежуточной
аттестации определяются календарным учебным графиком ООП ООО.
Формами промежуточной аттестации является годовое оценивание
обучающихся по итогам учебного года по каждому учебному предмету.
Промежуточная аттестация в 5 – 9 классах проводится на основе четвертных
отметок, и представляет собой средне арифметическое четвертных отметок.
Округление
результата
проводится
в соответствии с
правилами
математического округления.
Промежуточная аттестация в школе обязательна для всех учащихся 5-9
классов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Предметная область
Учебный предмет/курс
5
Количество часов в неделю
6
7
8
9
4
4
4
0
2
0
0
2
0
0
1
2
4
4
4
0
2
0
2
2
2
0
0
0
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
Физическая культура
Технология
Итого
Наименование учебного курса
Спортивные игры
Основы финансовой грамотности
Итого
Русский язык
Чтение (литературное чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Музыка
Рисование (Изобразительное
искусство)
Адаптивная физическая культура
Профильный труд
2
2
6
6
27
28
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
4
4
3
1
0
2
2
2
0
2
0
0
4
4
3
1
0
2
2
2
0
2
0
0
4
4
3
1
0
2
2
2
0
2
0
0
2
7
29
2
7
29
2
7
29
1
0
1
1
0
1
6
3
2
1
30
34
1020
6
3
2
1
30
34
1020
1
1
1
1
1
0
2
2
1
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия) 6 часов
Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия
6
6
6
Логопедические занятия
3
3
3
Развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
Ритмика
1
1
1
ИТОГО недельная нагрузка
29
30
30
Количество учебных недель
34
34
34
Всего часов в год
986
1020
1020
План внеурочной деятельности (недельный)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная школа №14
Учебные курсы
Разговоры о важном
Россия мои горизонты
ИТОГО недельная нагрузка
5
1
0
1
6
1
1
2
Количество часов в неделю
7
1
1
2
8
1
1
2
9
1
1
2