МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – основная
общеобразовательная школа №14
(МКОУ ООШ №14)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Директора МКОУ ООШ № 14
Гаврилова Л.В.
№ 18 от 17.01.2024 г.
Подписано цифровой подписью:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 14
Дата: 2024.05.07 16:32:10 +05'00'
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Подвижные игры»
Для обучающихся 1-4 классов
Тавда 2024
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» ...................... 3
1.1
Пояснительная записка ......................................................................... 3
1.2
Цель и задачи программы ..................................................................... 6
1.3
Планируемые результаты…................................................................ 7
1.4
Учебный план ........................................................................................ 9
1.5
Содержание программы ...................................................................... 10
2. Раздел 2. «Комплекс организационно-методических условий» ............... 11
2.1 Календарный учебный график ............................................................... 11
2.2 Условия реализации программы ............................................................ 25
2.3 Кадровое обеспечение .......................................................................... 26
2.4 Формы аттестации................................................................................... 26
2.5 Оценочные материалы ............................................................................ 26
2.6 Методические материалы .................................................................... 29
2.7 Список литературы ............................................................................... 30
3
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Нормативная база. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Спортивные игры» (далее «Программа»), разработана на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об
утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14. «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работ образовательных организаций
дополнительного образования детей».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года;
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014 г. №1726-р);
Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
Уставом МКОУ ООШ №14 от 07.12.2023 г;
Положением
о
дополнительном
образовании
в
Муниципальном
казенном
общеобразовательном учреждении – основной общеобразовательной школе № 14 от
17.01.2024 г.
Направленность (профиль) программы - физкультурно - спортивная.
Актуальность программы
Сегодня много говорят о малоподвижном образе жизни школьников, что
отрицательно сказывается на их здоровье, умственном, физическом и психологическом
развитии. Подвижные игры в рамках внеклассной работы в значительной степени могут
восполнить
недостаток движения,
а
также
помогут
предупредить
умственное
переутомление и повысить работоспособность детей во время учёбы.
Подвижные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных
эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Программа «Если хочешь быть здоров» формирует общеучебные умения и
навыки у учащихся. Т.к. игра основной вид деятельности младшего школьника, основы
здорового образа жизни воспитываются и усваиваются непосредственно через игру.
Посредством игры развивают ловкость, гибкость, силу, моторику рук, воображение,
4
функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки
общения, в них познаются этические нормы. Они разнообразны и эмоциональны.
Помимо того, подвижные и спортивные игры имеют огромное значение для духовнонравственного, эстетического, семейного воспитания.
Таким образом, программа направлена на духовное совершенствование личности
учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора и
повышение уровня физической подготовленности.
Игра как средство воспитания здорового образа жизни.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей.
В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология,
воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры
приобретают определённый оттенок в зависимости от географических и климатических
условий.
Игра в жизни ребёнка.
Игры предшествуют трудовой деятельности ребёнка. Он начинает играть до того,
как научиться выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.
Таким образом, игровая деятельность не является врождённой способностью,
свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой
деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность
возникает в жизни ребёнка условно - рефлекторным путём, при тесной взаимосвязи
первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате
общения ребёнка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как
организованный педагогический процесс.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное
влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной
системы. На формирование правильной осанки детей. Благодаря этому большое значение
приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно
динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это
требует от учащихся значительного умственного и нервно- психического напряжения.
Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других
важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что
предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние
5
центральной
нервной
системы
и
функций
организма,
определенный
уровень
сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает
возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные
со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих
детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения
представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность,
широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного
аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем,
желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более
чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в
таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность
вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического
развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность развивающего
образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры,
которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому
режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный
опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их
предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно
это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные
особенности
и
потребности
физического
развития
своих
учащихся,
владеет
рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в
режим жизнедеятельности младшего учащегося и обладает широким арсеналом приемов
использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего потенциала.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование
коммуникативных,
двигательных
навыков,
развитие
физических
навыков.
Это
способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом,
интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях
поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры учащиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий,
игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем
6
выполнение алгоритма - это возможность научить обучающегося автоматически
выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры - это не только важное средство воспитания, значение их шире - это
неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли:
народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные
игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление,
восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения,
способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких
свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание,
память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму
состязаний, соревнований между командами.
Уровень программы «стартовый», предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Адресат программы - 7-10 лет. Заниматься в группе может каждый обучающийся,
не имеющий противопоказаний, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом
к занятиям спортом.
Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы - 35
часов (1 класс - 33 час в год, 2-4 классы - 35 часов в год).
Периодичность и продолжительность занятий -1 раз в неделю.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы обучения - очная, групповая, а также «допускается сочетание различных
форм получения образования и форм обучения»;
Особенности организации образовательного процесса.
Так как программа носит физкультурно - спортивный характер обучение
происходит в процессе игровой деятельности, от простого к сложному. Другой
особенностью организации образовательного процесса является разновозрастная группа.
Состав группы: 7-10 лет.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: сформировать у младших школьников 1-4 классов мотивацию
сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры.
Задачи:
7
- сформировать у младших школьников начальное представление о здоровом
образе жизни, культуре движений;
-
выработать
потребность
в
систематических
занятиях
сознательному
применению
физическими
упражнениями и подвижных играх;
-
учить
упражнений,
младших
подвижных
школьников
игр
в
целях
самоорганизации
физических
отдыха,
повышения
работоспособности и укрепления здоровья;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
-создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
-обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в
различных по сложности условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
- оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением
здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне
умственной работоспособности;
- повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям
учебной программы.
«Подвижные игры» - это еженедельные занятия физическими упражнениями в
спортивных залах и на открытом воздухе, которые проводятся во внеурочное время. Это
активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и
способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые
на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
1.3 Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Результатом занятий в кружке «Подвижные игры» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Будут сформированы универсальные компетенции:
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать
средства для достижения её цели;
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
8
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в
процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты. Учащиеся должны:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
Учащиеся должны:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и
занятий подвижными играми;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
Предметные результаты
Учащиеся должны:
- организовывать отдых и досуг с использованием разученных подвижных игр;
- обобщать и углублять знаний об истории, культуре народных игр;
- представлять подвижные игры как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
9
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований;
- осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности к местам проведения;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в
игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
- организовать и провести со сверстниками разученные подвижные игры, в летнем
школьном лагере;
- разработать (придумать) свои подвижные игры.
Формы занятий.
Основными формами проведения занятий являются тренировка и игра. Занятия на
игровых обучающих ситуациях построены с использованием спортивного инвентаря и
без него. Так же в учебно-тренировочной работе в секции используются следующие
формы: групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме
бесед, лекций).
1.4 Учебный план
№
п
/
п
1
2
3
4
1
2
3
4
Название раздела, темы
Количество часов
Все
го
1 класс
Введение
Инструктаж по ТБ
Русские народные игры
Подвижные игры
Эстафеты
Итого
Русские народные игры
Подвижные игры
Эстафеты
Игры народов России
Формы
аттестации
/контроля
Теория
Практика
8
17
1
1
7
16
8
33
2 класс
11
8
8
8
1
7
Практическая
Практическая
Наблюдение
1
1
1
1
10
7
7
7
Практическая
Практическая
Наблюдение
Практическая
1
10
Итого
1
2
3
Русские народные игры
Эстафеты
Игры народов России
Всего
1
2
3
Русские народные игры
Эстафеты
Игры народов России
Итого
35
3 класс
1
7
1
3
4 класс
19
8
8
35
1
1
1
10
6
16
Практическая
Наблюдение
Практическая
1
1
1
18
7
7
Практическая
Наблюдение
Практическая
1.5 Содержание программы
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
«Русские народные игры» включают в себя знакомство с играми своего народа,
развитие физических способностей учащихся, координацию движений, силу и ловкость.
Воспитание уважительного отношения к культуре родной страны.
«Игры различных народов». Знакомство с разнообразием игр различных
народов, проживающих в России. Развитие силы, ловкости и физические способности.
Воспитание толерантности при общении в коллективе.
«Подвижные игры». Совершенствование координации движений. Развитие
быстроты реакции, сообразительности, внимания, умения действовать в коллективе.
Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
«Эстафеты». Знакомство с правилами эстафет. Развитие быстроты реакций,
внимание, навыки передвижения. Воспитание чувства коллективизма и ответственности.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к
сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным
способностям.
11
Раздел 2. «Комплекс организационно-методических условий»
2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
1.
33
14.0014.40
контроля
Форма
проведения
Место
Тема занятия
Кол-во часов
занятия
Форма
Время
проведения
занятия
Количество
учебных
недель
время
Учебное
№ п.п.
1 класс
Практика
1
Гусилебеди
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
14.0014.40
Практика
1
У медведя
во бору
Спорти
вный
зал
Наблюдение
3.
14.0014.40
Практика
1
Филин и
пташки
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
4.
14.0014.40
Практика
1
Палочкавыручалоч
ка
Спортив
ный зал
Практическая
работа
14.0014.40
Практика
1
Блуждающ
ий мяч
Спортив
ный зал
Практическая
работа
6.
14.0014.40
Практика
1
Классики
Спортив
ный зал
Практическая
работа
7.
14.0014.40
Практика
1
Ловушка в
кругу
Спортив
ный зал
Практическая
работа
8.
14.0014.40
Практика
1
Пчелки и
ласточки
Спортив
ный зал
Практическая
работа
5.
2023-2024 учебный год
2.
12
9.
14.0014.40
Практика
1
К своим
флажкам
Спортив
ный зал
Практическая
работа
10.
14.0014.40
Практика
1
Кот идет
Спортив
ный зал
Практическая
работа
11.
14.0014.40
Практика
1
Северный
и южный
ветер
Спортив
ный зал
Практическая
работа
12.
14.0014.40
Практика
1
Соревнова
ния
скороходов
Спортив
ный зал
Практическая
работа
13.
14.0014.40
Практика
1
Колдунчик
и
Спортив
ный зал
Практическая
работа
14.
14.0014.40
Практика
1
Аисты
Спортив
ный зал
Практическая
работа
15.
14.0014.40
Практика
1
Пчелы и
медведи
Спортив
ный зал
Практическая
работа
16.
14.0014.40
Практика
1
Хитрая
лиса
Спортив
ный зал
Практическая
работа
17.
14.0014.40
Практика
1
Ловишки с
приседания
ми
Спортив
ный зал
Практическая
работа
18.
14.0014.40
Практика
1
Переправа
с досками
Спортив
ный зал
Практическая
работа
13
19.
14.0014.40
Практика
1
Туннель
Спортив
ный зал
Практическая
работа
20.
14.0014.40
Практика
1
Собери
урожай
Спортив
ный зал
Практическая
работа
21.
14.0014.40
Практика
1
На
погрузке
арбузов
Спортив
ный зал
Практическая
работа
22.
14.0014.40
Практика
1
Принеси
мяч
Спортив
ный зал
Практическая
работа
23.
14.0014.40
Практика
1
Успей
перебежать
Спортив
ный зал
Практическая
работа
24.
14.0014.40
Практика
1
С мячом
Спортив
ный зал
Практическая
работа
25.
14.0014.40
Практика
1
Весёлые
старты
Спортив
ный зал
Практическая
работа
26.
14.0014.40
Практика
1
Совушка
Спортив
ный зал
Практическая
работа
27.
14.0014.40
Практика
1
Мышеловк
а
Спортив
ный зал
Практическая
работа
28.
14.0014.40
Практика
1
Пустое
место
Спортив
ный зал
Практическая
работа
14
29.
14.0014.40
Практика
1
Карусель
Спортив
ный зал
Практическая
работа
30.
14.0014.40
Практика
1
Кто
быстрее?
Спортив
ный зал
Практическая
работа
31.
14.0014.40
Практика
1
Конникиспортсмен
ы
Спортив
ный зал
Практическая
работа
32.
14.0014.40
Практика
1
Лягушата и
цапля
Спортив
ный зал
Практическая
работа
33.
14.0014.40
Практика
1
Карлики и
великаны
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
2.
3.
Практика
1
14.0014.40
Практика
1
14.0014.40
Практика
1
14.0014.40
15
контроля
Форма
проведения
Место
Тема занятия
Кол-во часов
занятия
Форма
Время
проведения
занятия
Количество
учебных
недель
35
2023-2024 учебный год
1.
время
Учебное
№ п.п.
2 класс
Русская
народная
игра
«Жмурки»
Русская
народная
игра «Кот
и мышь»
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
Спорти
вный
зал
Наблюдение
Русская
народная
игра
«Горелки»
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
4.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Салки»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
5.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
6.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
7.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Пятнашки
»
Русская
народная
игра
«Охотники
и зайцы»
Русская
народная
игра
«Фанты»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
8.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
9.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Ловушки
с
Русская
народная
игра
«Волк»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
10.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
11.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Птицелов
»
Подвижная
игра
«Совушка»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
12.
14.0014.40
Практика
1
Подвижная
игра
«Мышелов
ка»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
13.
14.0014.40
Практика
1
Подвижная
игра
«Пустое
место»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
16
14.
14.0014.40
Практика
1
Подвижная
игра
«Карусель»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
15.
14.0014.40
Практика
1
Подвижная
игра «Кто
быстрее?»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
16.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
17.
14.0014.40
Практика
1
Подвижная
игра
«Конникиспортсмен
ы»
Подвижная
игра
«Лягушата
и цыплята»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
18.
14.0014.40
Практика
1
Подвижная
игра
«Карлики и
великаны»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
19.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«Передача
мяча»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
20.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«С мячом»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
21.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
зверей
Спортив
ный зал
Практическая
работа
22.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«Быстрые
и ловкие»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
23.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«Вызов
номеров»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
17
24.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
по кругу
Спортив
ный зал
Практическая
работа
25.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета с
обручем
Спортив
ный зал
Практическая
работа
26.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
со
скакалкой
Спортив
ный зал
Практическая
работа
27.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
28.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
29.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
30.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
31.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
32.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
33.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Гори,
гори ясно!»
Башкирски
е народные
игры
«Юрта»,
«Медный
Бурятская
народная
игра
«Ищем
палочку»
Дагестанск
ие
народные
игры
«Выбей из
Марийская
народная
игра
«Катание
мяча»
Татарская
народная
игра
«Серый
волк»
Якутские
народные
игры
«Сокол и
лиса»,
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
18
34.
14.0014.40
Практика
1
Чувашская
игра
«Рыбки
Спортив
ный зал
Практическая
работа
35.
14.0014.40
Практика
1
Башкирска
я народная
игра
«Медведи
и пчелы»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
1.
35
14.0014.40
Практика
1
14.0014.40
Практика
1
3.
14.0014.40
Практика
1
14.0014.40
Практика
1
5.
14.0014.40
Практика
1
6.
14.0014.40
Практика
1
4.
2023-2024 учебный год
2.
19
Русская
народная
игра
«Краски»
Русская
народная
игра
«Гори,
гори
Русская
народная
игра
«Ляпка»
Башкирс
кие
народны
е игры
«Юрта»,
Бурятская
народная
игра
«Ищем
палочку»
Дагестанс
кие
народные
игры
«Выбей из
контроля
Форма
проведения
Место
Тема занятия
Кол-во часов
занятия
Форма
Время
проведения
занятия
Количество
учебных
недель
время
Учебное
№ п.п.
3 класс
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
Спорти
вный
зал
Наблюдение
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
7.
14.0014.40
Практика
1
8.
14.0014.40
Практика
1
9.
14.0014.40
Практика
1
10.
14.0014.40
Практика
1
11.
14.0014.40
Практика
1
12.
14.0014.40
Практика
1
13.
14.0014.40
Практика
1
14.
14.0014.40
Практика
1
15.
14.0014.40
Практика
1
16.
14.0014.40
Практика
1
20
Кабардин
обалкарска
я
народная
Калмыцки
е
народные
игры
«Прятки»,
Карельски
е
народные
игры
«Мяч», «Я
Игры
народов
Коми
«Невод»,»
Стой,
Марийска
я
народная
игра
«Катание
Татарская
народная
игра
«Серый
волк»
Якутские
народные
игры
«Сокол и
лиса»,
Удмуртск
ие
народные
игры
«Водяной
Чеченоингушска
я игра
«Чиж»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Тувински
е
народные
игры
«Стрельба
Спортив
ный зал
Практическая
работа
17.
14.0014.40
Практика
1
Мордовск
ие
народные
игры
«Котел»,
Североосетинска
я игра
«Борьба
за
Чувашска
я игра
«Рыбки»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
18.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
19.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
20.
14.0014.40
Практика
1
Игра
народов
Сибири и
Дальнего
Востока
Эстафета
«Вызов
номеров»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
21.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
22.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
по кругу
Спортив
ный зал
Практическая
работа
23.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
с обручем
Спортив
ный зал
Практическая
работа
24.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
с мячом
Спортив
ный зал
Практическая
работа
25.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«Быстрые
и ловкие»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
26.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«Встречна
я»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
21
27.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
Спортив
«Передача ный зал
мяча»
Практическая
работа
28.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Салки»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
29.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
30.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
31.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Пятнашк
и»
Русская
народная
игра
«Охотник
ии
Русская
народная
игра
«Фанты»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
32.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
33.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Ловушки
с
Русская
народная
игра
«Волк»
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
34.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
35.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Птицело
в»
Русская
народная
игра
«Горелки»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
22
Практика
1
контроля
Форма
проведения
Место
Тема занятия
Кол-во часов
14.0014.40
занятия
Время
проведения
занятия
35
Форма
Количество
учебных
недель
1.
время
Учебное
№ п.п.
4 класс
Русская
народная
игра
«Жмурки»
Русская
народная
игра «Кот
и мышь»
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
Спорти
вный
зал
Наблюдение
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
14.0014.40
Практика
1
3.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Горелки»
4.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Салки»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
6.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
7.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Пятнашк
и»
Русская
народная
игра
«Охотник
ии
Русская
народная
игра
«Фанты»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
8.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Ловушки
с
Спортив
ный зал
Практическая
работа
5.
2023-2024 учебный год
2.
23
9.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Волк»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
10.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
11.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
12.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
13.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
14.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
15.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
16.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
17.
14.0014.40
Практика
1
Спортив
ный зал
Практическая
работа
18.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Птицело
в»
Русская
народная
игра
«Гори,
гори
Башкирск
ие
народные
игры
«Юрта»,
Бурятская
народная
игра
«Ищем
палочку»
Дагестанс
кие
народные
игры
«Выбей из
Марийска
я
народная
игра
«Катание
Татарская
народная
игра
«Серый
волк»
Якутские
народные
игры
«Сокол и
лиса»,
Чувашска
я игра
«Рыбки
Спортив
ный зал
Практическая
работа
24
19.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«Передача
мяча»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
20.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
со
скакалкой
Спортив
ный зал
Практическая
работа
21.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«С
мячом»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
22.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
зверей
Спортив
ный зал
Практическая
работа
23.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«Быстрые
и ловкие»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
24.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
«Вызов
номеров»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
25.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
по кругу
Спортив
ный зал
Практическая
работа
26.
14.0014.40
Практика
1
Эстафета
с обручем
Спортив
ный зал
Практическая
работа
27.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Салки»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
28.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Пятнашк
и»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
25
29.
14.0014.40
Практика
1
30.
14.0014.40
Практика
1
31.
14.0014.40
Практика
1
32.
14.0014.40
Практика
1
33.
14.0014.40
Практика
1
34.
14.0014.40
Практика
1
35.
14.0014.40
Практика
1
Русская
народная
игра
«Охотник
ии
Русская
народная
игра
«Краски»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Русская
народная
игра
«Гори,
гори
Русская
народная
игра
«Третий
лишний»
Русская
народная
игра
«Пятнашк
и»
Русская
народная
игра
«Охотник
ии
Башкирск
ая
народная
игра
«Стрелок»
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спорти
вный
зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
Спортив
ный зал
Практическая
работа
2.2 Условия реализации программы
Организация образовательного процесса происходит в спортивном зале ОУ по
адресу: город Тавда, ул. Транспортная, д. 2.
Материально-техническое обеспечение.
МКОУ ООШ № 14 располагается в типовом одноэтажном здании, имеет
отопление от котельной, освещение лампами накаливания и дневного света, холодное
водоснабжение, канализацию.
В школе имеется спортивный зал площадью 126 кв.м., спортивная площадка.
26
Описание
материально-технического
обеспечения
реализации
рабочей
программы по внеурочной деятельности «Подвижные игры»
- Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы)
- О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе.
Методическое пособие.
- Козел гимнастический, канат для лазанья, перекладина гимнастическая
(пристеночная), стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м),
комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)
- Мячи: набивные весом 1 кг, баскетбольные, волейбольные, футбольные
- Палка гимнастическая
- Скакалка детская, мат гимнастический, кегли, обруч
- Рулетка измерительная, набор инструментов для подготовки прыжковых ям
- Лыжи детские (с креплениями и палками)
- Щиты баскетбольные, сетка волейбольная
2.3 Кадровое обеспечение:
Ковязина София Эдуардовна, имеющий высшее образование ФГАОУ ВО
«Тюменский государственный университет», физическая культура и менеджмент в
спорте.
2.4 Формы аттестации
Реализация программы не предполагает проведения аттестации. Предусмотрены
следующие формы контроля: наблюдение, тестирование, практическая работа.
2.5 Оценочные материалы
С
целью
изучения
фиксирования
образовательных
результатов
обучающихся
разработан следующий оценочный инструментарий:
Способы проверки знаний и умений:
проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей) на
предмет удовлетворенности результатами данной программы;
участие
воспитанников
в праздниках,
конкурсах,
спортивных
соревнованиях
и
мероприятиях школы и района;
открытые занятия, внеклассные мероприятия данной направленности.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной
программы:
Результативность обучения определяется умением играть и проводить подвижные игры, в
том числе и на различных праздничных мероприятиях:
27
весёлые старты;
спортивные эстафеты;
«День здоровья».
Контрольно - измерительные материалы к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе «Подвижные игры».
Результаты дают возможность педагогу:
- скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;
- определить, насколько эффективно используется физический потенциал обучающихся;
- увидеть возможность реализации индивидуального подхода к развитию каждого
обучающегося
(по каким конкретно умениям и навыкам обучающийся успешен, а по каким требуется
помощь
педагога или родителей.
Диагностика проводится по двум направлениям:
- выявление уровня теоретической подготовки;
- выявление уровня практической подготовки.
Уровень теоретической подготовки выявлялся с помощью контрольных вопросов.
Уровень практической подготовки выявлялся с помощью выполнения практических
заданий.
Контрольно – измерительный материал для определения уровня теоретической
подготовки представляет собой 12 контрольных вопросов по знаниям правил изученных
игр. Вопросы сформированы в билеты, в каждом по 1 вопросу.
Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным,
скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования
анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.
Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества
(быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных
умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для школьников.
1. Тест на определение скоростных качеств.
2. Тест на определение координационных способностей.
3. Тест на определение выносливости.
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств.
5. Тест на определение гибкости.
6. Тест на определение силовых способностей.
28
Оборудование для диагностики
При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного
оборудования:
•прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
•перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
•гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
•беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.
Правила проведения диагностики.
При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования
проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом
помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня
детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием
следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со
спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка
отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные
особенности.
Форма проведения диагностики
Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их
стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между
попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего
после первой попытки утомления.
Порядок проведения диагностики.
Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как
правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры,
воспитатель, заместитель заведующей по УВР. старшая медицинская сестра.
Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит
возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию
за исследуемый период.
Во время тестировании важно учитывать:
•индивидуальные возможности ребёнка;
•особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные
отклонения в двигательном развитие ребёнка.
Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол
тестирования (форма свободная). В протокол записываются результаты на конец 1
29
полугодия и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность
всех детей. Аттестация оценивается на основании норм ГТО, соответствующих
возрастным особенностям детей.
2.6 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения:
При реализации программы используются различные методы обучения: словесные –
рассказ, объяснение нового материала;
наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на школьной
спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.
Формы организации образовательного процесса.
Содержание программы ориентировано на добровольные разновозрастные группы детей и
полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного
инвентаря и без него.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Формы организации учебного занятия.
Занятия проводятся в формах, отличных от классно-урочной: групповые занятия,
соревнования, эстафеты.
Педагогические технологии
Игровая технология
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека,
удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание
и
усвоение
общественного
опыта,
в
котором
складывается
и
совершенствуется самоуправление поведением.
Здоровьесберегающие технологии. Использование данных технологий позволяют
равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать
мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного
учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно
применять
ТСО,
что
дает
положительные
30
результаты
в
обучении.
2.7 Список литературы
Для педагога
1. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие
/ О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система
«Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя начальной школы».
2. Детские подвижные игры народов СССР Составители: А.В. Кенеман, под
редакцией Т.И. Осокиной М.: Просвещение, 1989.
3. Комплексная программа физического воспитания, В.И. Лях, А.А. Здаевич,
Москва, «Просвещение», 2007 г.
4. Энциклопедия традиционной молодежной игр Центральной России [Текст] /
авт.-сост.: Е.А.Репринцева, И.В. Гороховская, И.П. Ильинская, Р.А. Ляхин, О.Г.
Тихомирова. – Курск: Курск.гос.ун-т, 2011. – 263 с.
Для обучающихся
1. Бойко, Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет /
Е.А. Бойко. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 256 c.
2. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.:
Айрис-пресс, 2011. - 160 c.
3. Гусева, Т. А. Картотека сюжетных картинок. Выпуск 14. Подвижные игры /
Т.А. Гусева, Т.О. Иванова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 466 c.
4. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. - М.: Диалог
культур, 2013. - 240 c.
5. Кириллова, Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем
воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет / Ю.А. Кириллова. - М.: СПб:
Детство-пресс, 2008. - 432 c.
6. Ключева, М. А. Народные подвижные детские игры.
Современный
фольклорный сборник / М.А. Ключева. - М.: Форум, Неолит, 2014. - 400 c.
7. Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет. - М.: Рипол
Классик, 2008. - 688 c.
8. Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет. - М.: Книга
по Требованию, 2008. - 256 c.
9. Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия,
подвижно-дидактические игры. Вторая младшая группа. - М.: Учитель, 2011. - 112 c.
31
10. Матюхина, Ю. А. 365 лучших подвижных игр для детей 6-9 лет на каждый
день / Ю.А. Матюхина. - М.: Академия развития, 2008. - 320 c.
11. Н.Дедулевич, М. Играй - не зевай. Подвижные игры с дошкольниками / М.
Н.Дедулевич. - М.: Просвещение, 2007. - 742 c.
12. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 80 c.
13. Нищева, Н. В. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая
гимнастика, подвижные игры (+ CD) / Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева. - М.: ДетствоПресс, 2012. - 176 c.
32