МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 14
(МКОУ ООШ № 14)
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МКОУ ООШ №14
Л.В. Гавриловой
№ 18 от 17.01.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
общекультурной направленности «Я – Артист!»
для обучающихся 4 – 8 классов
Тавда 2024
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к
литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям?
Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут
участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка
сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных
вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки
сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение
детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой
работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся
коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе
над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные
текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать, как
литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На
литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и
работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными,
создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт
формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать
возможности детей в данных областях деятельности.
Н .В. Гоголь так говорил о театре: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая
вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Цель программы: создание условий для социальной, культурной и творческой
самореализации личности ребенка и интеграции в систему мировой и отечественной
культур; обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактика
асоциального поведения.
Задачи программы:
1. Развитие и раскрытие творческих возможностей детей
2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный
вымысел
4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно
раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с
другом
6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их
эмоциональное состояние
Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле,
неравнодушного отношения к окружающему миру.
Организация деятельности литературно- драматического кружка
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки
театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных
литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и
собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения
лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных
миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации
общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям,
так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и
умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи,
ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках,
участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и
постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих
литературных вечеров.
Программа рассчитана на детей 10-14лет.
Сроки реализации программы: 1 год
Образовательная программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в
неделю).
Ожидаемые результаты:
Обучающая цель:
По окончанию курса учащиеся должны знать:
правила техники безопасности;
связанно излагать мысли в устной форме.
Уметь:
владеть интонацией, ритмом, интенсивностью и тембром речи;
грамотно использовать в речи сценическую терминологию,
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
интерес к занятиям драматургией;
к различным видам сценической деятельности.
Воспитывающие цели:
По окончании курса ребенок должен знать:
нормы общения на сцене;
понимать значимость данного вида искусства для развития культуры.
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
уверенность в собственных силах;
осознание своей значимости, социальной востребованности;
коммуникабельность;
пунктуальность;
точность и старательность в выполнении работы;
чувство долга
Развивающая цель:
По окончании курса ребенок должен уметь:
планировать, систематизировать, обобщать, анализировать, оценивать учебное
занятие;
работать в нужном темпе.
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
интерес к занятиям драматургией.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
отчетные спектакли.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы занятий по каждой теме распределяются следующим образом:
знакомство с текстом;
распределение ролей;
обсуждение характеров героев;
чтение текста по ролям;
репетиция;
моделирование, подбор костюмов;
подготовка декораций;
подбор музыкального оформления;
монтировочная репетиция;
генеральная репетиция.
Приемы и методы
- метод исследования;
- метод создания поисковой ситуации;
- метод импровизации;
- аналитическая беседа по тексту;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;
- эвристический метод
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа в основном предусматривает практические занятия, поэтому
теоретических сведений даётся немного, все они направлены только на знакомство с
театральным искусством. В связи с этим содержание курса предусматривает
следующие темы:
1-я тема. Особенности актёрского мастерства.
Развитие качеств у детей, склонных к эмоционально-эстетическому
«театрализованному» осмыслению действительности. Практические занятия.
2-я тема. Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение.
Упражнения, развивающие отдельные элементы психофизики человека; ситуации,
приближающие человека к реальным жизненным ситуациям, упражнения на память
физических действий; выбор действий в предлагаемых обстоятельствах. Практика.
3-я тема. Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации.
Понятие о дикции. Тренировка в произношении стечения согласных.
Скороговорки. Практические занятия.
4-я тема. Сценическое движение.
Победа над страхом. Воспитание волевых качеств. Уверенность в правильности
своих действий. Практические занятия.
5-я тема. Основные правила поведения на сцене.
Когда ты перед зрителем, ты забываешь о своих бедах и проблемах. Старайся
«прожить» жизнь своих героев. Старайся говорить чётко и ясно, умей
перевоплощаться.
Не стой спиной к зрителю. Победи свой страх. Практические занятия.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№п/п
Тема
Кол-во часов
1.
Особенности актёрского мастерства. Практические
занятия.
7
2.
Актёрское мастерство: внимание, воображение,
наблюдательность. Практические занятия.
7
3.
Сценическое мастерство. Практические занятия.
3
4.
Сценическое движение. Практические занятия.
5
5.
Основные правила поведения на сцене. Практические
занятия.
12
Календарно-тематическое планирование драматического кружка
Дата №занят. Содержание программы
1.
Кол-во
занятий
Особенности театрального
искусства
7
Особенности театрального
искусства. Обсуждение плана
работы кружка «Я-актёр!»
1
Примечание
Вводное занятие.
Задачи и
особенности
занятий в
театральном
кружке.
Игра «Театрэкспромт».
«Репка».
2.
Как вести себя на сцене. Учим
детей ориентироваться на
сценической площадке. Учимся
строить диалог с партнером на
заданную тему.
3.
Знакомство со сказкой «Стрекоза и 1
муравей»(на новый
лад),распределяем роли.
Составление
сценария
4-6.
Репетиция. Обсуждение костюмов
и декораций.
3
Выразительность
чтения
7.
Выступление перед учащимися
начальных классов на классном
часе.
1
1
Учимся сочинять
простые
рассказы и
сказки,
подбираем
рифмы к словам.
Актёрское мастерство
7
Актёрское мастерство: внимание,
наблюдательность, воображение.
Распределение ролей для
инсценировки антинаркотической
сказки «Как Маша лес спасла»
1
9-11.
Репетиция, обсуждение костюмов,
декораций.
3
Подбор
музыкального
сопровождения.
12.
Выступление перед учащимися
школы.
1
Подготовка
сцены
13.
Подготовка к конкурсу чтецов
посвященному «Дню Героев
Отечества»
1
Просмотр видеоматериалов.
14.
Участие в конкурсе чтецов.
1
Итоговая работа
Сценическая речь
3
15.
Сценическая речь. Понятие о
дикции, интонации. Знакомство со
сценарием Новогоднего
представления. Распределение
ролей.
1
Читаем по
ролям.
16.
Репетиция, обсуждение костюмов,
декораций.
1
Оформление
сцены.
17.
Театральное Новогоднее
представление.
1
Итоговая работа.
Сценическое движение
5
18.
Сценическое движение.
Побеждаем страх. Распределение
ролей на мероприятие «Святки,
колядки».Экспромт.
1
Читаем по
ролям.
19.
Выступление на литературномузыкальном вечере «Старый
Новый год».
1
Движение на
сцене.
20.
Знакомство со сценарием
«Блокадный Ленинград»
1
Просмотр и
анализ видеосюжета
8.
Практическое
занятие .
Прослушивание
сказки.
«Блокадный
Ленинград»
21.
Репетиция. Обсуждение костюмов,
декораций.
1
Оформление
сцены.
22.
Выступление для учащихся школы. 1
Движение на
сцене.
Основные правила поведения на
сцене
12
23.
Основные правила поведения на
сцене. Учимся играть монологи.
Подготавливать костюмы.
Свободно чувствовать и двигаться
на сцене.
1
24.
Учим комплекс артикуляционных 1
упражнений. Начинаем подготовку
сценок к 8 марта.
Читаем по
ролям,
занимаемся
подготовкой
костюмов.
25
Генеральная репетиция
1
Техника
выразительности
26.
Выступление перед учащимися
школы.
1
Композиция
актёров на сцене.
27.
Учимся демонстрировать
мастерство перевоплощения.
Знакомимся со сценарием
«Незнайка на Луне». Обсуждение
сценария.
1
Читаем по
ролям.
28-39.
Репетиция .Обсуждение костюмов.
2
Подготовка
декораций.
30.
Выступление перед учащимися
школы.
1
Рефлексия
31
Знакомство со сценкой «Довоенное 1
фото».
Подготовка
костюмов
32.
Репетиция. Артикуляционная
гимнастика.
Изготовление
реквизита.
Оформление
1
Учимся
оценивать
результаты
своей
деятельности.
сцены.
33.
Выступление перед учащимися
школы.
1
Отчётное
мероприятие.
34.
Подведение итогов работы кружка
1
Награждение
лучших.
Список использованной литературы:
1.Вербовая Н.П. Искусство речи. – М.:1977
2.Корогородский З.Я. Первый год. Начало. – М.:1975
3. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. – Л.:1977
4. Журнал «Читаем, учимся, играем». – 2006 (№3), 2003 (№7), 20004 (№8)
5. Сборник инсценировок «Когда кончаются уроки» - Кр.:1996
6. Сборник «Путешествие по книжной вселенной». – К..:2006
7. Сборник программ элективных курсов по выбору. – Кр.:2004
8 Егоров О.С., Открываем театральный сезон, М.: Книга, 2003
9. Журналы «Чем развлечь гостей» разных лет.
10.Журналы «Сценарий и репертуар» разных лет.
Список литературы для учащихся:
1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного
зрителя. - М.,1989
2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987
4.Притчи Степанова Ю.Г.