артист

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная
общеобразовательная школа № 14
(МКОУ ООШ № 14)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МКОУ ООШ №14
Л.В. Гавриловой
№ 18 от 17.01.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
общекультурной направленности «Я – Артист!»
для обучающихся 4 – 8 классов

Тавда 2024

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к
литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям?
Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут
участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный литературно-драматический театр. Постановка
сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных
вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки
сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение
детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой
работы. Важно, что, занимаясь в литературно- драматическом кружке, дети учатся
коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе
над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные
текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать, как
литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На
литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и
работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными,
создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт
формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать
возможности детей в данных областях деятельности.
Н .В. Гоголь так говорил о театре: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая
вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».

Цель программы: создание условий для социальной, культурной и творческой
самореализации личности ребенка и интеграции в систему мировой и отечественной
культур; обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактика
асоциального поведения.

Задачи программы:
1. Развитие и раскрытие творческих возможностей детей

2. Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения
3. Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный
вымысел
4. Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
5. Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно
раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с
другом
6. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их
эмоциональное состояние
Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле,
неравнодушного отношения к окружающему миру.
Организация деятельности литературно- драматического кружка
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки
театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных
литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и
собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения
лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных
миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации
общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям,
так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и
умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи,
ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках,
участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в
мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и
постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих
литературных вечеров.
Программа рассчитана на детей 10-14лет.
Сроки реализации программы: 1 год
Образовательная программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в
неделю).
Ожидаемые результаты:

Обучающая цель:
По окончанию курса учащиеся должны знать:
правила техники безопасности;
связанно излагать мысли в устной форме.
Уметь:
владеть интонацией, ритмом, интенсивностью и тембром речи;
грамотно использовать в речи сценическую терминологию,
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
интерес к занятиям драматургией;
к различным видам сценической деятельности.
Воспитывающие цели:
По окончании курса ребенок должен знать:
нормы общения на сцене;
понимать значимость данного вида искусства для развития культуры.
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
уверенность в собственных силах;
осознание своей значимости, социальной востребованности;
коммуникабельность;
пунктуальность;
точность и старательность в выполнении работы;
чувство долга
Развивающая цель:
По окончании курса ребенок должен уметь:
планировать, систематизировать, обобщать, анализировать, оценивать учебное
занятие;

работать в нужном темпе.
По окончанию курса у ребенка должен быть сформирован:
интерес к занятиям драматургией.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
 отчетные спектакли.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Формы занятий по каждой теме распределяются следующим образом:
знакомство с текстом;
распределение ролей;
обсуждение характеров героев;
чтение текста по ролям;
репетиция;
моделирование, подбор костюмов;
подготовка декораций;
подбор музыкального оформления;
монтировочная репетиция;
генеральная репетиция.
Приемы и методы
- метод исследования;
- метод создания поисковой ситуации;
- метод импровизации;
- аналитическая беседа по тексту;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод;

- эвристический метод
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Данная программа в основном предусматривает практические занятия, поэтому
теоретических сведений даётся немного, все они направлены только на знакомство с
театральным искусством. В связи с этим содержание курса предусматривает
следующие темы:
1-я тема. Особенности актёрского мастерства.
Развитие качеств у детей, склонных к эмоционально-эстетическому
«театрализованному» осмыслению действительности. Практические занятия.
2-я тема. Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение.
Упражнения, развивающие отдельные элементы психофизики человека; ситуации,
приближающие человека к реальным жизненным ситуациям, упражнения на память
физических действий; выбор действий в предлагаемых обстоятельствах. Практика.
3-я тема. Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации.
Понятие о дикции. Тренировка в произношении стечения согласных.
Скороговорки. Практические занятия.
4-я тема. Сценическое движение.
Победа над страхом. Воспитание волевых качеств. Уверенность в правильности
своих действий. Практические занятия.
5-я тема. Основные правила поведения на сцене.
Когда ты перед зрителем, ты забываешь о своих бедах и проблемах. Старайся
«прожить» жизнь своих героев. Старайся говорить чётко и ясно, умей
перевоплощаться.
Не стой спиной к зрителю. Победи свой страх. Практические занятия.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Особенности актёрского мастерства. Практические
занятия.

7

2.

Актёрское мастерство: внимание, воображение,
наблюдательность. Практические занятия.

7

3.

Сценическое мастерство. Практические занятия.

3

4.

Сценическое движение. Практические занятия.

5

5.

Основные правила поведения на сцене. Практические
занятия.

12

Календарно-тематическое планирование драматического кружка

Дата №занят. Содержание программы

1.

Кол-во
занятий

Особенности театрального
искусства

7

Особенности театрального
искусства. Обсуждение плана
работы кружка «Я-актёр!»

1

Примечание

Вводное занятие.
Задачи и
особенности
занятий в
театральном
кружке.
Игра «Театрэкспромт».
«Репка».

2.

Как вести себя на сцене. Учим
детей ориентироваться на
сценической площадке. Учимся
строить диалог с партнером на
заданную тему.

3.

Знакомство со сказкой «Стрекоза и 1
муравей»(на новый
лад),распределяем роли.

Составление
сценария

4-6.

Репетиция. Обсуждение костюмов
и декораций.

3

Выразительность
чтения

7.

Выступление перед учащимися
начальных классов на классном
часе.

1

1

Учимся сочинять
простые
рассказы и
сказки,
подбираем
рифмы к словам.

Актёрское мастерство

7

Актёрское мастерство: внимание,
наблюдательность, воображение.
Распределение ролей для
инсценировки антинаркотической
сказки «Как Маша лес спасла»

1

9-11.

Репетиция, обсуждение костюмов,
декораций.

3

Подбор
музыкального
сопровождения.

12.

Выступление перед учащимися
школы.

1

Подготовка
сцены

13.

Подготовка к конкурсу чтецов
посвященному «Дню Героев
Отечества»

1

Просмотр видеоматериалов.

14.

Участие в конкурсе чтецов.

1

Итоговая работа

Сценическая речь

3

15.

Сценическая речь. Понятие о
дикции, интонации. Знакомство со
сценарием Новогоднего
представления. Распределение
ролей.

1

Читаем по
ролям.

16.

Репетиция, обсуждение костюмов,
декораций.

1

Оформление
сцены.

17.

Театральное Новогоднее
представление.

1

Итоговая работа.

Сценическое движение

5

18.

Сценическое движение.
Побеждаем страх. Распределение
ролей на мероприятие «Святки,
колядки».Экспромт.

1

Читаем по
ролям.

19.

Выступление на литературномузыкальном вечере «Старый
Новый год».

1

Движение на
сцене.

20.

Знакомство со сценарием
«Блокадный Ленинград»

1

Просмотр и
анализ видеосюжета

8.

Практическое
занятие .
Прослушивание
сказки.

«Блокадный
Ленинград»
21.

Репетиция. Обсуждение костюмов,
декораций.

1

Оформление
сцены.

22.

Выступление для учащихся школы. 1

Движение на
сцене.

Основные правила поведения на
сцене

12

23.

Основные правила поведения на
сцене. Учимся играть монологи.
Подготавливать костюмы.
Свободно чувствовать и двигаться
на сцене.

1

24.

Учим комплекс артикуляционных 1
упражнений. Начинаем подготовку
сценок к 8 марта.

Читаем по
ролям,
занимаемся
подготовкой
костюмов.

25

Генеральная репетиция

1

Техника
выразительности

26.

Выступление перед учащимися
школы.

1

Композиция
актёров на сцене.

27.

Учимся демонстрировать
мастерство перевоплощения.
Знакомимся со сценарием
«Незнайка на Луне». Обсуждение
сценария.

1

Читаем по
ролям.

28-39.

Репетиция .Обсуждение костюмов.

2

Подготовка
декораций.

30.

Выступление перед учащимися
школы.

1

Рефлексия

31

Знакомство со сценкой «Довоенное 1
фото».

Подготовка
костюмов

32.

Репетиция. Артикуляционная
гимнастика.

Изготовление
реквизита.
Оформление

1

Учимся
оценивать
результаты
своей
деятельности.

сцены.
33.

Выступление перед учащимися
школы.

1

Отчётное
мероприятие.

34.

Подведение итогов работы кружка

1

Награждение
лучших.

Список использованной литературы:
1.Вербовая Н.П. Искусство речи. – М.:1977
2.Корогородский З.Я. Первый год. Начало. – М.:1975
3. Кох И.Э. Основы сценического мастерства. – Л.:1977
4. Журнал «Читаем, учимся, играем». – 2006 (№3), 2003 (№7), 20004 (№8)
5. Сборник инсценировок «Когда кончаются уроки» - Кр.:1996
6. Сборник «Путешествие по книжной вселенной». – К..:2006
7. Сборник программ элективных курсов по выбору. – Кр.:2004
8 Егоров О.С., Открываем театральный сезон, М.: Книга, 2003
9. Журналы «Чем развлечь гостей» разных лет.
10.Журналы «Сценарий и репертуар» разных лет.
Список литературы для учащихся:
1. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного
зрителя. - М.,1989
2. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
3. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987
4.Притчи Степанова Ю.Г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».